Эксперимент малыша Альберта – один из самых скандально известных психологических экспериментов в истории. Эксперимент был проведен в конце 1919 года американским психологом Джоном Уотсоном и его ассистенткой Розали Рейнер в Балтиморе. Главной целью эксперимента было изучение феномена страха и его связи с наследственностью и обучением. В рамках эксперимента был выбран маленький мальчик по имени Альберт, который был подвергнут серии пугающих условий. Эксперимент вызвал широкий общественный резонанс, так как стал первым исследованием на детях, связывающим психологический страх с физическими реакциями организма и имеющий долгосрочные последствия. В данной статье рассмотрим подробности этого эксперимента, его результаты и научные выводы.
(авт. Ginny Rose Stewart)
Эксперимент малыша Альберта был проведен на 9-месячном (по другим сведениям 11-месячном) мальчике по имени Альберт, который был рожден в 1919 году. Ребенок, как и многие другие дети, любил игрушки, поэтому для проведения эксперимента, ребенку были представлены небольшие животные: белый кролик, белая мышь, обезьянка и игрушки: меховой молоток, маска клоуна и др.
В начале мальчик играл, поглаживал зверей и получал удовольствие от этих игр. Экспериментаторы использовали эти детские положительные реакции и начали проводить серию опытов, в которых Альберту сначала показывали зверей, а затем производили громкий звук. В первых опытах, Альберт не испытывал никаких страхов из-за взаимодействия с животными, хотя ему и не нравились звуки. Но такие звуки издавались каждый раз, когда мальчик брал в руки зверька, и каждый объект стал связываться у мальчика не с чем-то приятным, а с чем-то страшным и неприятным. После некоторой серии повторений мальчик уже начал бояться даже самой мысли о соприкосновении с объектом, и страх стал вызывать у него физиологические реакции - учащенное сердцебиение, повышенное кровяное давление, он начинал плакать и трястись.
Это опыты продолжались в течение нескольких дней. После нескольких таких повторений, Альберт начал проявлять страх и избегать зверей, даже если шума не было. Альберт также начал реагировать со страхом не только на объекты из эксперимента, но и на другие мягкие и пушистые предметы, которые имели похожий вид.
Однако, эксперимент с Альбертом не закончился на этом. В дальнейшем, мальчик был подвергнут экспериментам, когда на него направляли струю воды и еще несколько пугающих воздействий. Как результат, мальчик плакал, испытывал тревогу и страх. После нескольких недель эксперимента, мальчик был извлечен из программы настоятельными запросами его родителей, и опыты с Альбертом прекратились.
В результате Альберт стал страдать от постоянной тревожности и страха перед пушистыми вещами. Его родители не знали о деталях эксперимента и не понимали, почему их ребенок страдает. В итоге семья переехала и больше не участвовала в эксперименте.
Эксперимент малыша Альберта до сих пор вызывает много разногласий в обществе и научном сообществе. Существует мнение, что эксперимент был жестокий и недопустимый по этическим причинам, однако, он позволил получить ценные научные выводы о причинах страха и того, как мы можем его преодолеть. Эксперимент доказал, что страх не является врожденным качеством, а формируется в результате наших жизненных опытов. Кроме того, опыт с малышом Альбертом позволил пересмотреть этику в психологических исследованиях и поставить вопрос об их этичности.
Если вам нужна помощь психолога, обратитесь ко мне на индивидуальную консультацию по номеру +7 926 215-84-90 (WhatsApp, Telegram) и мы вместе найдем правильное решение. Я всегда рада поделиться своим опытом и помочь!
Автор: Юлия Федотова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru