В северной части Нескучного сада располагается Зелёный театр, который существует тут с 1935 года. А построен он на террасах бывшего ботанического сада промышленника Демидова из знаменитой династии уральских горнозаводчиков.
Деловой хваткой и скверным характером Прокофий Акинфиевич Демидов мало отличался от отца и деда, однако по стопам предков не пошёл – не привлекал металл нашего героя... Его страстью была ботаника. Став владельцем Нескучного сада, Демидов разбил здесь экзотический парк. Над устройством сада работали в течение двух лет более 700 человек. А произрастали в этом ботаническом раю около восьми тысяч растений, которые были занесены в специальный каталог. Над составлением каталога трудился целый академик, а называлось это произведение – «Каталог растениям находящимся в Москве в саду его превосходительства, действительнаго статскаго советника и Императорскаго Воспитательнаго дома знаменитаго благодетеля, Прокопия Акинфиевича Демидова».
Всего у Демидовых (а их было очень много и все богатые) было несколько садов в Москве – огород на Садовнической улице, сад в усадьбе на Толмачёвском переулке, здесь, в Нескучном, и в тогда ближайшем Подмосковье. А деревья в Нескучном были привезены из сада брата Прокофия – Григория. Тот состоял в переписке с Карлом Линнеем и под городом Соликамском держал исключительный ботанический сад. Да что и говорить – это же был первый в России частный ботанический сад. Под городом Соликамском, на минуточку!
Так вот, говорят, что часть деревьев из этого города. От Соликамска до Москвы – около 1600 километров.
Но вернёмся к Прокофию.
Однажды я прочитал довольно любопытную городскую легенду:
«На Басманной улице для Демидова был построен особняк, обшитый снаружи листами железа. Их, конечно, потом заштукатурили, но всё же – своеобразный несгораемый шкаф. Это архитектурное решение было связано со страхом Прокофия Демидова перед пожарами. Интерьеры изобиловали золотом, серебром и самородками. Стены были обиты бархатом. По комнатам ходили ручные обезьяны. В стены были вмонтированы органы, на столах серебряные фонтаны били вином».
Действительно, здание бывшей Басманной больницы было построено по заказу Демидова. Только Никиты Никитича. Я же говорил: их было много. И, надо сказать, в пожаре 1812 года дом уцелел – отсюда и легенда.
Прокофий скончался в 1786 году, а дом был построен в 1789-1791. Вероятно, по заказу хозяина уральского Каслинского завода и Кыштымского завода Никиты Никитича Демидова – двоюродного брата Прокофия. Но он здесь не жил, а сразу продал дом князю Голицыну. А Голицын был, конечно, не поручик. Михаил Петрович – тайный советник, шталмейстер, действительный камергер и библиоман, владелец и устроитель усадьбы Пехра-Яковлевское (это рядом с Балашихой). Его библиотека была распродана в Париже, умер от холеры в бедности, будучи на попечении двоюродного брата Сергея Голицына.