Как много старинных усадеб разбросано по разным регионам России! Одним из них повезло оказаться в бережных руках музеев, другие обрели частных владельцев и новую жизнь, а многим, очень многим — совсем не повезло. Сегодня речь пойдет о заброшенной усадьбе в Гагаринском районе Смоленской области, которая стремительно разрушается, но до сих пор очаровывает своей красотой.
Сразу хочется показать историческое фото, сделанное с того же ракурса. Утраты можно перечислять долго: угловая башенка, кровля, рамы и остекление, лепные и кованные декоративные элементы...
История не сохранила ни имени архитектора, ни точной даты постройки (ориентировочно конец XIX века). Но даже то, что осталось — стены и чудом уцелевшая лепнина в одной из комнат — до сих пор рассказывают свою историю.
Когда смотришь на эти краснокирпичные стены и окна в форме стрельчатых арок, сразу понятно, какими архитектурными образами они были вдохновлены: это тонкий намек на английскую готику, по моде, заданной эпохой Екатерины Великой.
Итак, русская готика. Достаточно редкий и эксцентричный выбор стилистики, который многое говорит о статусе и утонченном вкусе первых владельцев имения, князей Голицыных.
Русская готика значительно отличается от аналогичной тенденции в Западной Европе, неоготики — архитектуры, вдохновленной средневековыми готическими соборами. Можно сказать так: европейские архитекторы стремились дословно цитировать готику, а русские архитекторы делали ее вольный пересказ, причем с утратой изначального смысла. В конструктивном отношении русская готика не имеет ничего общего со средневековьем... Ведь готика — это прежде всего система конструкции сводов, весьма непростая в исполнении.
Причины такой разницы в подходах понятны: если западноевропейские архитекторы имели доступ к памятникам для изучения, то русские мастера могли лишь отдаленно представлять себе готические архитектурные формы, ориентируясь на гравюры и зарисовки. Внешнего сходства, заданного декоративными элементами, было достаточно.
Зато нашими соотечественниками было привнесено много своего, родного, из русской архитектурной традиции. Итогом этих творческих поисков становились архитектурные фантазии на тему английского средневековья.
Покажу еще современные фотографии внутри. В самом большом помещении, служившим танцевальным залом или музыкальной комнатой, частично сохранилась лепнина.
После революции здание часто меняло свое назначение: здесь был и сырный склад, и сельский клуб, и библиотека, и детский сад. Вплоть до 1990-х годов здание простояло в хорошей сохранности. А потом библиотека переехала, и здание начало стремительно разрушаться.
Спасибо за внимание!
Дорогие читатели, на моем канале вышла вторая часть о Пречистом Смоленской области, где я рассказала больше об истории села, его архитектурных памятниках и истории.
Если Вам интересна тема российской архитектуры, приглашаю подписаться на канал и почитать другие мои публикации: