Текст песни:
________________________
Небо пустого цвета. Нас пожирает листопад.
Исход из слепого лета, и вслед погоня наугад
Кипит колокольный лепет, дымят забытые войска,
А вдруг всё то, что ищем, обретается при вскрытии
Телесного родного дорогого себя
Вселенская Большая Любовь
Вселенская Большая Любовь
Вселенская Большая Любовь
Моя бездонная копилка в пустоте
Моя бездонная копилка в пустоте
Снега провожают дикий и лихорадочный поход
Вечерние густые лики, безостановочный народ
Бессмертные и живые в одной оскаленной цепи,
А вдруг всё то, что ищем —
Далеко за горизонтом
На смертельной истребительной дороге всё на север
Вселенская Большая Любовь
Вселенская Большая Любовь
Вселенская Большая Любовь
Моя секретная калитка в пустоте
Моя секретная калитка в пустоте
Зашить ледяную рану и впредь давиться леденцом
Шагать тяжело, упрямо или катиться колесом
Заглядывать в чужие окна, пытать счастливые дома —
А вдруг всё то, что ищем
Прямо где-то здесь смеётся
Например — внутри зеркально-новогоднего фонарика
Вселенская Большая Любовь
Вселенская Большая Любовь
Вселенская Большая Любовь
Моя волшебная игрушка в пустоте
Моя волшебная игрушка в пустоте
Моя голодная копилка в пустоте
Моя секретная калитка в пустоте
____________________
Творчество Летова зачастую вызывает вопросы, особенно по части смыслов. Его образы непонятные, сложные, кажущиеся иногда странными, но именно через эту странность зачастую передаётся самое откровенное, о чём по-просту нельзя сказать напрямую. Вселенская большая любовь - одна из интересных песен для рассмотрения.
В первую очередь в песне поднимается тема внутреннего поиска. "А вдруг всё то, что ищем" - строчка, повторяющаяся 3 раза. Это "всё" может подразумевать самые разные вещи: счастье, внутренний покой, понимание себя, гармония с миром. Это "всё" находится в одной фразе, звучащей по всему припеву. Автор предлагает искать внутри, внутри телесного и физического, там, где больше души, чем тела, где больше чувства, чем знаний. И тут же появляется ответ: "Вселенская Большая Любовь." Каждое слово будто бы выделяется заглавной буквой, приобретая особую значимость. Именно Вселенская. Именно Большая. Широкая и всеобъемлющая, любовь, становящаяся внутренним стержнем, ответом на все вопросы. Любовь, вероятно, к миру. К каждому человеческому и животному созданию, ко всей природе, к небу и земле, к вечности и мгновению, любовь не точечная, направленная почти что в никуда, исходящая изнутри подобно солнечным лучам. Автор не даёт описания этого понятия, но завставляет почувствовать: такая любовь бесконечно важна, высока, сравнима с сущностью Бога. Она становится и бездонной копилкой, и секретной калиткой, и волшебной игрушкой. Этот ряд может продолжаться: Летов даёт понять, что любовь неодногранна. В конце песни всё дальше и дальше уходят образы, и в то же время начинают повторяться: голодная копилка, секретная калитка... Способная принимать разные формы, она не меняет лишь свою сущность. По-прежнему Вселенская. По-прежнему Большая.
Но творчество Летова зачастую несёт в себе не только мысли, но и настроения. Не только образы, но и чувства, которые эти образы вызывают. "Небо пустого цвета" - и сразу представляется прозрачная серость, осенние тучи, состояние тревоги и внутренней спешки, суеты, и вместе с тем бесконечно поглощающей тоски. Не просто любовь, что-то другое сопровождает это чувство, нечто глубокое и сложное для понимания. Именно с помощью образов автор передаёт это чувство. Ощущается и кое-что метафизическое, находящееся за гранью реальности: "кипит колокольный лепет". Почему лепет кипит? Как можно это представить? Многое в творчестве Летова проще почувствовать, нежели представить, ощутить, нежели описать словами. Не просто тоска, не просто тревога, а составные, многосторонние настроения Летов передаёт в своих строчках.
На протяжении всей песни звучит тема бездомности. В первом куплете появляется "погоня наугад", со второго образ становится чётче: "дикий, лихорадочный поход". Эти строчки символизируют внутренний поиск человека, поиск почти безнадёжный, не имеющий явной дороги, полный сомнений и надежд, но непременно жаждущий ответа. Человек в этом поиске слаб и одинок, вокруг "снега", "густые лики", "безостановочный народ" - некая толпа, подчёркивающая одиночество героя. Он действительно ищет дом, но в более философском смысле этого слова: нечто, дающее опору для души, позволяющее чувствовать себя в безопасности не зависимо от места и обстоятельств. Тема человеческой бездомности достигает пика в строчках третьего куплета: "заглядывать в чужие окна, пытать счастливые дома". Здесь чувствуется отчаянная попытка найти своё счастье, хоть где-нибудь согреться, залечить раны, оставленные падениями в пути. В конце концов герой вроде бы и находит ответ, но как и со многими философскими вопросами этот ответ размыт и неточен, оставленный автором на уровне предположения: "А вдруг..." И после отчаянных поисков, после многолетней бездомности, это предположение отстаётся в груди тёплой искрой, способной в будущем развести огонь. Оно отзывается и у слушателя, и у самого героя, оно и является позицией автора: Вселенская Большая Любовь. Не возведённое в апофеоз, лишённое всякого величества и одновременно столь мощное и высокое понятие, так хорошо сформулированное с помощью трёх слов. Оно смеётся, как ребёнок, и Летов делает на этом акцент: "внутри зеркально новогоднего фонарика" - образ, знакомый каждому из детства, ощущение тёплого семейного праздника, в уютном доме среди холодной зимы - будто бы всё-таки удалось проникнуть с улицы в один из "счастливых домов" и найти внутреннее счастье.
Но Летов всё-таки не даёт чёткого ответа, и не смотря на логическую завершённость текста (поиски, приводящие к Вселенской Большой Любви), слушатель не чувствует финала. Очевидно, что поиск ещё не закончен, он и не может быть закончен, эту мысль подчёркивают постепенно затихающие строчки в конце песни, как бы оставляя многоточие. Быть может, с помощью этого приёма автор передаёт всю сложность человеческой души, её непознаваемость и неоднозначность, раскрывает её с философской точки зрения. Есть Любовь, и есть невероятно долгий опыт за спиной каждого человека, есть сомнения, преслудующие его, есть духовные поиски и решения. Всё это составляет личность, внутреннюю сторону которой невозможно понять и разрешить одним ответом. А потому человек, со своей невыразимо глубокой душой, всё-таки способен на столь же невыразимо глубокое чувство, о котором с такой разрывающей надеждой говорит Летов - Вселенская Большая Любовь.