Всякий, кто знает и любит поэзию Лермонтова, будь то ученые-литературоведы или обычные читатели, неоднократно удивлялись особому взгляду на мироздание, присущему этому великому поэту, прожившему очень короткую жизнь (1814-1841), оборванную злополучной дуэлью.
О "космизме" Лермонтова написано и в монографиях о его творчестве, и в научных и популярных статьях.
В мае 2021 года в усадьбе Тарханы, где находится Музей Лермонтова, состоялся сеанс связи с МКС, во время которого космонавт Сергей Рыжиков прочитал стихи Лермонтова - как утверждается, они прозвучали с космической орбиты впервые.
Особенно изумляет космонавтов строка из стихотворения "Выхожу один я на дорогу": "В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом"....
Благодаря нынешним достижениям в освоении космоса мы представляем себе вид Земли с орбиты, и он оказывается именно таким - окруженным голубым сиянием. Правда, у Лермонтова слово "земля" написано с маленькой буквы, и, возможно, имелась в виду земля как поверхность, а не как небесное тело. Но двойная оптика, похоже, тут всё равно есть, поскольку ранее говорится о "небесах", а в первом катрене - "и звезда с звездою говорит".
Но это отнюдь не единственный, невероятный для того времени, взгляд Лермонтова с орбиты на Землю.
Помните поэму "Демон"?
..."Когда бегущая комета
улыбкой ласковой привета
любила поменяться с ним"...
Фото кометы в моем архиве нет, а вот "улыбка ласковая" от пролетавшего самолета имеется..
Всякий раз, оказываясь на борту у иллюминатора и глядя вниз, обязательно вспоминаю другие строки из "Демона":
"Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада"...
Казалось бы, сравнение облаков с кудрявыми баранами - место почти общее, ничего оригинального тут нет. Однако "волокнистые стада" - это вид сверху, причем откуда-то очень сверху. Вид облаков с земли и с высоты примерно 10 км, на которой летит самолет - это разные картины.
В предыдущей строфе взгляд поэта устремлен вообще в дальний космос:
"На воздушном океане
Без руля и без ветрил
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил"...
Это же планетарные туманности и порождаемые ими звездные системы ("хоры")! И вдобавок отзвук пифагорейской "гармонии сфер" - концепции звучащего космоса.
Еще одно личное самолетное впечатление, тоже связанное с лермонтовским "Демоном". Когда-то довелось лететь над Кавказом и Закавказьем, и над густыми облаками торчала величественная вершина - уже не помню, что это было, Арарат или Казбек, но вспомнился именно последний:
"Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял"...
Ну, и целый ряд других подобных образов.
"По небу полуночи ангел летел" - стихотворение написано как бы с точки зрения ангела (или той души, которую он нес на землю)...
Мы знаем, что Лермонтов, помимо прочего, был и художником. Но в его картинах и в графике подобных ракурсов "из стратосферы" нет.
Так откуда он всё это знал? Мистику я всё-таки вывожу за скобки. Остается сила воображения. Но смелым воображением (нисколько не уступающим лермонтовскому) обладали и многие другие поэты, современники Лермонтова. Ангелы, демоны, призраки, феи, - постоянные герои романтического искусства. "Фауст" Гёте начинается "Прологом в небесах", где Бог заключает пари с Мефистофелем, да и кончается вторая часть "Фауста" (1832) сюитой "мистических хоров", самый знаменитый из которых - последний, в котором прославляется "вечная женственность" (das ewig Weibliche).
Но такого космического взгляда ни у кого, кроме Лермонтова, по-моему, нет. Причем этот взгляд для него совершенно естественен, он не описывает нечто фантастическое - он так видит.
Астрономического хобби у поэта вроде бы не выявлено. В Московском университете он учился недолго, не слишком прилежно, и совсем не тому (политические науки и словесность). В школе прапорщиков, похоже, тоже было не до высоких материй. В светских гостиных или на военной службе о космосе не говорили.
А вот ведь - прорвалось... И это было не выдуманным, а глубоко личным - судя по раннему стихотворению "Звезды" (1831).
Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны, как счастье ребенка;
О! Для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!
Чем ты несчастлив? –
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо –
Звезды и небо! – а я человек!..
Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы хотел.
Желание поэта исполнилось. Астроном Николай Черных назвал в 1981 году открытый им астероид именем Лермонтова (2222 Лермонтов).
--
Среди героев моей космооперы имеется забавный стихоплет, драконоид Рэо (но это персонаж скорее комический), а великих поэтов нет, хотя о стихах говорят довольно часто - переводят, цитируют, вспоминают...
Один из главных героев, уйлоанский принц-профессор Ульвен Киофар Джеджидд, произносит в романе "Алуэсса" важную сентенцию:
Поэзия переживет все империи. Это главное, что надо знать. В том числе самому императору.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".