Найти тему
Наука и фантастика

Космизм Лермонтова - откуда он знал?

Фото из сети, коллаж мой.
Фото из сети, коллаж мой.

Всякий, кто знает и любит поэзию Лермонтова, будь то ученые-литературоведы или обычные читатели, неоднократно удивлялись особому взгляду на мироздание, присущему этому великому поэту, прожившему очень короткую жизнь (1814-1841), оборванную злополучной дуэлью.

О "космизме" Лермонтова написано и в монографиях о его творчестве, и в научных и популярных статьях.

В мае 2021 года в усадьбе Тарханы, где находится Музей Лермонтова, состоялся сеанс связи с МКС, во время которого космонавт Сергей Рыжиков прочитал стихи Лермонтова - как утверждается, они прозвучали с космической орбиты впервые.

Особенно изумляет космонавтов строка из стихотворения "Выхожу один я на дорогу": "В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом"....

Благодаря нынешним достижениям в освоении космоса мы представляем себе вид Земли с орбиты, и он оказывается именно таким - окруженным голубым сиянием. Правда, у Лермонтова слово "земля" написано с маленькой буквы, и, возможно, имелась в виду земля как поверхность, а не как небесное тело. Но двойная оптика, похоже, тут всё равно есть, поскольку ранее говорится о "небесах", а в первом катрене - "и звезда с звездою говорит".

Свежий снимок Земли из космоса, сделанный в мае 2023 европейским метеоспутником MTG-I1. Фото: https://bgr.com/science/see-the-stunning-first-photo-of-earth-from-europes-new-mtg-i1-satellite/
Свежий снимок Земли из космоса, сделанный в мае 2023 европейским метеоспутником MTG-I1. Фото: https://bgr.com/science/see-the-stunning-first-photo-of-earth-from-europes-new-mtg-i1-satellite/

Но это отнюдь не единственный, невероятный для того времени, взгляд Лермонтова с орбиты на Землю.

Помните поэму "Демон"?

..."Когда бегущая комета
улыбкой ласковой привета
любила поменяться с ним"...

Фото кометы в моем архиве нет, а вот "улыбка ласковая" от пролетавшего самолета имеется..

Фото моё. Другой самолет уходит в левый верхний угол кадра.
Фото моё. Другой самолет уходит в левый верхний угол кадра.

Всякий раз, оказываясь на борту у иллюминатора и глядя вниз, обязательно вспоминаю другие строки из "Демона":

"Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада"...

Фото моё, с самолета.
Фото моё, с самолета.

Казалось бы, сравнение облаков с кудрявыми баранами - место почти общее, ничего оригинального тут нет. Однако "волокнистые стада" - это вид сверху, причем откуда-то очень сверху. Вид облаков с земли и с высоты примерно 10 км, на которой летит самолет - это разные картины.

В предыдущей строфе взгляд поэта устремлен вообще в дальний космос:

"На воздушном океане
Без руля и без ветрил
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил"...

Это же планетарные туманности и порождаемые ими звездные системы ("хоры")! И вдобавок отзвук пифагорейской "гармонии сфер" - концепции звучащего космоса.

Большая туманность Ориона. Фото НАСА.
Большая туманность Ориона. Фото НАСА.

Еще одно личное самолетное впечатление, тоже связанное с лермонтовским "Демоном". Когда-то довелось лететь над Кавказом и Закавказьем, и над густыми облаками торчала величественная вершина - уже не помню, что это было, Арарат или Казбек, но вспомнился именно последний:

"Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял"...
Казбек с самолета. Фото с сайта Whitepeaks.ru.
Казбек с самолета. Фото с сайта Whitepeaks.ru.

Ну, и целый ряд других подобных образов.

"По небу полуночи ангел летел" - стихотворение написано как бы с точки зрения ангела (или той души, которую он нес на землю)...

Мы знаем, что Лермонтов, помимо прочего, был и художником. Но в его картинах и в графике подобных ракурсов "из стратосферы" нет.

Лермонтов. Башня в Сиони. Изображение: https://tarhany.ru/lermontov/lermontov_hudozhnik/_kavkazskij_vid_bliz_selenija_sioni___1837_1838_gg_
Лермонтов. Башня в Сиони. Изображение: https://tarhany.ru/lermontov/lermontov_hudozhnik/_kavkazskij_vid_bliz_selenija_sioni___1837_1838_gg_

Так откуда он всё это знал? Мистику я всё-таки вывожу за скобки. Остается сила воображения. Но смелым воображением (нисколько не уступающим лермонтовскому) обладали и многие другие поэты, современники Лермонтова. Ангелы, демоны, призраки, феи, - постоянные герои романтического искусства. "Фауст" Гёте начинается "Прологом в небесах", где Бог заключает пари с Мефистофелем, да и кончается вторая часть "Фауста" (1832) сюитой "мистических хоров", самый знаменитый из которых - последний, в котором прославляется "вечная женственность" (das ewig Weibliche).

Но такого космического взгляда ни у кого, кроме Лермонтова, по-моему, нет. Причем этот взгляд для него совершенно естественен, он не описывает нечто фантастическое - он так видит.

Астрономического хобби у поэта вроде бы не выявлено. В Московском университете он учился недолго, не слишком прилежно, и совсем не тому (политические науки и словесность). В школе прапорщиков, похоже, тоже было не до высоких материй. В светских гостиных или на военной службе о космосе не говорили.

А вот ведь - прорвалось... И это было не выдуманным, а глубоко личным - судя по раннему стихотворению "Звезды" (1831).

Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны, как счастье ребенка;
О! Для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!
Чем ты несчастлив? –
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо –
Звезды и небо! – а я человек!..
Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы хотел.

Желание поэта исполнилось. Астроном Николай Черных назвал в 1981 году открытый им астероид именем Лермонтова (2222 Лермонтов).

Местоположение и орбита астероида Лермонтов. https://ru.wikipedia.org/wiki/(2222)
Местоположение и орбита астероида Лермонтов. https://ru.wikipedia.org/wiki/(2222)

--

Среди героев моей космооперы имеется забавный стихоплет, драконоид Рэо (но это персонаж скорее комический), а великих поэтов нет, хотя о стихах говорят довольно часто - переводят, цитируют, вспоминают...

Один из главных героев, уйлоанский принц-профессор Ульвен Киофар Джеджидд, произносит в романе "Алуэсса" важную сентенцию:

Поэзия переживет все империи. Это главное, что надо знать. В том числе самому императору.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".