Найти в Дзене
Журнал "ИСУП"

Российские датчики тока и напряжения для замещения импортных аналогов

В статье рассмотрены основные требования, предъявляемые к таким массовым приборам, как датчики измерения тока и напряжения. Показан внешний вид и приведены основные массогабаритные параметры датчиков, разработанных в НПО «Горизонт Плюс» (г. Истра Московской области). Рассмотрены специфические требования, накладываемые силовой электроникой на разрабатываемые приборы. Приведены параметры разработанного в рамках импортозамещения датчика тока и представлены основные данные разъемных датчиков тока, которые можно использовать без демонтажа токовой шины.

Силовая электроника накладывает целый ряд специфических ограничений при использовании стандартных электронных компонентов и узлов, с этим столкнулись многие ее разработчики. Специалистам компании ООО «НПО «Горизонт Плюс» то­же пришлось решать эту проблему при разработке новых электронных приборов несколько лет назад.

С начала 2000-х годов компания последовательно развивала новое на тот момент направление бесконтактного (без разрыва токовой це­пи) измерения си­лы то­ка и напряжения. Все разработанные предприятием приборы содержали в своей конструкции полупроводниковый миниатюрный элемент Холла, основным свойством которого является преобразование магнитного потока, проходящего через его корпус, в пропорциональное выходное напряжение. В нашем случае магнитное по­ле, на которое реагирует элемент Холла, образуется вокруг токовой ши­ны, проходящей через отверстие в корпусе прибора. Именно это свойство и послужило основой для разработки различных серий датчиков бесконтактного измерения си­лы то­ка, напряжения, датчиков активной мощности и токоизмерительных клещей [1, 2].

Первые приборы, работа которых основывалась на описанном вы­ше принципе, предназначались, конечно, для низковольтной электроники. Например, широко используемые сегодня датчики то­ка ПИТ-150-УА-П15 или датчики напряжения ПИН-500-УА-П (рис. 1) предназначались для измерения соответственно различных видов си­лы то­ка до 150 А и напряжения до 500 В. Выводы приборов формировались со стандартным шагом 2,5 мм, поскольку са­ми датчики монтировались на печатных платах, что привычно для всех разработчиков электроники.

Рис. 1. Внешний вид датчиков, монтируемых на печатную плату: а – датчик тока; б – датчик напряжения

В отличие от низковольтной, силовая электроника, как правило, требует монтажа приборов в блок. Если конструкция датчика позволяет, то он монтируется непосредственно в блок. В противном случае для этого используется DIN-рейка, как указано на рис. 2. Датчик то­ка ПИТ-300-УА-Б14 как раз предназначен для монтажа в блок ли­бо самостоятельно, ли­бо с помощью переходной пластины для крепления на DIN-рейку и способен измерять любые ви­ды си­лы то­ка до 300 А.

-2

Рис. 2. Внешний вид датчика контроля токов до 400 А, конструкция которого позволяет монтировать его в блок с помощью DIN-рейки

Для контроля токов от 300 до 750 А разработчики ООО «НПО «Горизонт Плюс» предложили датчик ПИТ-750-УА-Б30 с диаметром отверстия под токовую ши­ну 30 мм. В дальнейшем эта конструкция бы­ла модернизирована, новый датчик позволял измерять то­ки уже до 4000 А с увеличением диаметра токовой ши­ны до 40 мм (рис. 3). При маркировке этого и последующих разработанных приборов сохраняется одна и та же аббревиатура: буква «П» означает монтаж датчика на печатную плату, а «Б» – монтаж в блок.

-3

Рис. 3. Датчик тока ПИТ‑750‑УА-Б30: а – под токовую шину 30 мм: б – модернизированный вариант под шину 40 мм

Силовая электроника для транспорта – это особая подотрасль, которая во главу угла ставит надежность работы приборов в условиях повышенного влияния внешних механических и климатических воздействий. Если, например, к приборам предъявляются требования по ГОСТ 30631-99 (группа М25) или по ГОСТ 15150-69 (исполнение УХЛ), то есть повышенные требования по выброустойчивости и температурной стабильности, то это сразу же выдвигает дополнительные требования к внешней и внутренней конструкции прибора. В нашем случае, например, для удовлетворения этих требований внутренняя часть конструкции приборов бы­ла перекомпонована и датчики заливались по всему объему специальным компаундом, что делало прибор неремонтопригодным (рис. 3). Выводы датчиков, в качестве которых раньше использовались стандартные пластмассовые разъемы 15EDGRC‑3,81-04P и 15EDGVC‑3,81-04P и которые устраивали всех разработчиков, в данном случае уже невозможно использовать из соображений надежности. Поэтому транспортный вариант датчиков на 30 и 40 мм комплектовался резьбовыми шпильками под гайку с размером резьбы не менее М5 (рис. 4).

-4

Рис. 4. Транспортное исполнение датчиков измерения тока ПИТ‑750‑УА-Б30/К‑Ш и ПИТ‑2000‑УА-Б40/К‑Ш

В случае использования датчиков напряжения [3] все описанные вы­ше требования дополняются еще и другими, специфическими и присущими именно датчикам напряжения. Основное из них – это значительная величина пробивного напряжения прибора.

Известно, что полупроводниковый датчик Холла, входящий в состав датчика напряжения, обеспечивает гальваническую развязку между группами входа и выхода. Это одно из важных преимуществ, которыми обладает прибор. Однако величина пробивного напряжения датчика ПИН-500-УА‑П (рис. 1б) составляет всего 3 кВ, что, конечно, неприемлемо для исполь­зования в высоковольтных цепях большинства транспортных устройств и систем.

В связи с вышеизложенным и с учетом предъявляемых требований в ООО «НПО «Горизонт Плюс» бы­ла разработана конструкция нового датчика напряжения, удовлетворяющего основным транспортным требованиям. На рис. 5 представлен внешний вид датчиков измерения напряжений до 3000 и 6000 В. Специальная конструкция обеспечивает приборам величину пробивного напряжения соответственно 9 и 13 кВ. Сегодня такие датчики серийно поставляются транспортникам и энергетикам страны, а отсутствие рекламаций подтверждает их высокую надежность.

-5

Рис. 5. Внешний вид датчиков напряжения для транспортных устройств и систем: а – ПИН-3000-УА-Б-М с пробивным напряжением 9 кВ; б – ПИН-6000-УА-Б-М с пробивным напряжением 13 кВ

Датчики для замены импортных аналогов

После ухода с российского рынка ведущих зарубежных фирм, поставлявших электронику, вопрос импортозамещения перешел из теоретической в сугубо практическую плоскость. При этом требовалось предложить для замены не только приборы с аналогичными параметрами, но и воспроизвести конструкцию, которая по своим габаритам и массе бы­ла бы максимально близка к импортному аналогу. Да­же посадочные места датчика необходимо бы­ло сохранить в точности, чтобы в дальнейшем не ломать конструкцию дорогостоящих систем или блоков, в которые уже был вписан этот прибор.

Примером такого подхода к конструированию может служить датчик то­ка ПИТ-3000‑УА-Б60 с увеличенным до 60 мм диаметром отверстия под токовую ши­ну (рис. 6). Датчик полностью воспроизводит массогабаритные параметры своего импортного аналога, включая размещение посадочных мест. При этом использование современной схемотехники позволило получить высокие электрические характеристики датчика при сохранении хорошего соотношения цены и качества.

-6

Рис. 6. Внешний вид датчика тока ПИТ‑3000‑УА-Б60, габариты и посадочные размеры которого соответствуют импортному аналогу

Часто к стандартным требованиям, которые должны учесть разработчики систем и комплексов, добавляются и весьма специфические. Например, требование мониторинга ответственных токовых цепей, когда остановка производства невозможна или нежелательна. В этом случае конструкция датчика должна обеспечить его монтаж непосредственно на токовой ши­не, без демонтажа последней. Подробно перечень таких разъемных датчиков, разработанных ООО «НПО «Горизонт Плюс», описан в статье [4]. Здесь же приведем только основные параметры датчиков то­ка под плоскую (рис. 7а) и круглую (рис. 7б) токовые ши­ны. Основной критерий для использования таких приборов – это величина измеряемого то­ка (соответственно 3000 А и 1500 А) и размеры отверстия датчика под плоскую или круглую ши­ну (соответственно 10 × 80 мм и диаметр 54 мм).

-7

Рис. 7. Внешний вид датчиков тока для монтажа непосредственно на токовой шине: а – под плоскую шину; б – под круглую шину

Разнообразие требований привело к появлению новых конструктивных решений при разработке разъемных датчиков. Примером может служить датчик измерения то­ка до 10 000 А, разработанный компанией «Горизонт Плюс». Здесь уже размеры токовой ши­ны, на которой можно закрепить датчик, составляют 78 × 110 мм (рис. 8). Такой датчик может поставляться в комплектации с совмещенным блоком вентиляторов, что позволяет использовать прибор в условиях повышенных рабочих температур на ши­не или повышенных температур окружающей среды.

-8

Рис. 8. Внешний вид разъемного датчика с блоком вентиляторов для наружного охлаждения

При необходимости увеличения размеров токовой ши­ны можно использовать датчик то­ка ПИТ‑10000‑УНА-Б42х162, внешний вид и габаритные размеры которого представлены на рис. 9.

-9

Рис. 9. Габаритные размеры датчика измерения тока ПИТ‑10000‑УНА-Б42х162 под максимально большую токовую шину размером 42 × 162 мм

Литература

1. Портной Г. Я., Болотин О. А., Разумовский К. П. и др. Современные датчики для измерения то­ка и напряжения // ИСУП. 2016. № 1.
2.
Портной Г. Я., Болотин О. А. и др. Применение датчиков измерения то­ка и напряжения для решения инженерных задач // Компоненты и технологии. 2016. № 1.
3.
Портной Г. Я. и др. Новые датчики то­ка и напряжения НПО «Горизонт Плюс» // ИСУП. 2022. № 5.
4.
Портной Г. Я. Разъемные датчики измерения то­ка под плоскую и круглую шины // Электронные компоненты. 2015. № 9.

Статья опубликована в журнале «ИСУП»

Статья на сайте журнала >>