Осень1941 года.
«Мы вернемся и найдем тебя» такую надпись карандашом написали сотрудники Павловского дворца на статуе "Мир", когда прятали скульптуры от фашистов.
Прежний директор Павловского дворца был призван на фронт и ответственной за судьбу сохранения нашей истории назначили 28-летнюю Анну Ивановну Зеленову. Анна Ивановна покинула дворец одной из последних, когда войска вермахта бодро маршировали в сторону города.
Тогда в 1941 никто не знал, как долго будет длиться война, как нас будут пытаться уничтожить. Не знаю, что это было. Интуиция, протокол эвакуации, любовь к дворцу или всё вместе сразу. Из дворца было вывезено только в Ленинград 2180 музейных предметов в 57 ящиках. А ещё были эшелоны с ценностями, которые нашли свой приют в Горьком (Нижний Новгород) и Сарапуле. Понимаете, то что вывозились ценные сервизы, картины и мебель - это я понимаю. Но как Анна Ивановна догадалась собрать образцы? Она собрала кусочки всех штор, обивки стен, паркета и лепнины. Наверное, на всякий случай.
Осенью 41 года, покидая дворец и его тенистые аллеи, вряд ли она думала, что вековые дубы и липы больше не будут приветствовать её своей листвой.
24 января 1944-го фашисты подожгли дворец. Он горел три дня. Горел на глазах сотрудников, которые примчались к нему сразу же. Но что они могли сделать? Средств и сил тушить пожар не было. Он сам затух. Ведь парка больше тоже не было. Фашисты вырубили его. Все мосты и павильоны тоже не остались без их внимания.
От великолепного дворца остались обугленные кирпичные стены. Крыша сгорела и обвалилась, на дымящиеся руины падал январский снег, оседая на лепных барельефах и гирляндах. Кое-где уцелели лепной декор стен и даже часть росписей. Но обожженные лепные детали при прикосновении рассыпались в пыль. Уцелевшие фрагменты масляной живописи от сильного жара пошли пузырями, а фрески шелушились и исчезали на глазах от гулявшего по руинам ветра.
Этот дворец не восстановить подумало партийной руководство. Я не знаю, какие слова нашла Анна Ивановна, но Павловскому дворцу дали шанс на возрождение.
Зеленова приступила к составлению методики для его реставрации. Впоследствии этот 3-томный труд был принят за основу при восстановлении всех пригородных дворцов-музеев Ленинграда, пострадавших во время войны.
Во дворце мы были почти одни с мужем. Экскурсия начинается со второго этажа, а людям на коляске туда не попасть без посторонней помощи. Поэтому, пока основная группа людей была на втором этаже, первый был только наш.
Время замерло там. Солнечные лучи пробивались сквозь окна. Тишина и спокойствие. И за всей этой красотой стоит огромная воля и любовь нашего народа. Любовь к памяти и истории. На этой любви и стоит наша Родина.