Найти в Дзене
olia karklin

1921 — 1939 гг.: восемь визитов Владимира (Зеэва) Жаботинского в Литву. Уникальнейше!

Оглавление

..............................................Полина Пайлис

В XX веке в межвоенный период Литву посетило действительно немало граждан Эрец-Исраэль – более 60: политические, общественные, сионистские и профсоюзные деятели, раввины, работники просвещения, музыканты, певцы, мастера сцены, писатели, поэты, журналисты, художники, купцы, спортсмены. Но единственный из всех Вл. Жаботинский (זאב ז'בוטינסקי) [1] приезжал в Литву восемь раз: в 1921, 1925, 1930, 1933 (два раза), 1935, 1936, 1939 гг.

1921 г., январь – визит первый

О намечавшемся в январе этого года приезде Вл. Жаботинского в Каунас сообщали лишь одним предложением газеты «Эхо» [2] и „Laisvė“ [лайсве», лит. яз.: свобода] [3]. Предположительно, газета  "די אידישט שטימע" [ди идише штиме, на идише: идишский голос] [4] уделила бы этому событию больше внимания. К сожалению, необходимые январские номера 1921 г. отсутствуют в национальной и академических библиотеках Вильнюса.

Косвенным подтверждением, что это был официальный визит, может служить присланная Вл. Жаботинским в феврале 1922 г. приветственная телеграмма Съезду представителей кеhил (еврейских общин) Литвы.

-2

Проспект Каунаса Laisvės alėja.

1925 г., октябрь – визит второй

В начале октября "די אידישט שטימע" [ди идише штиме] известила читателей, что 8 октября состоится лекция Вл. Жаботинского «После 14-го сионистского конгресса» (на русском языке). Объявление о вечере-лекции было и на иврите, и на идише, прилагался и конспект выступления. Билеты стоили от 2 до 15 Lt. [Цена билетов с 4 – 20 Lt была снижена до 2 – 15 Lt. А организаторы предоставили документы, что они получат только 8% от общего дохода. Кстати, 6-страничный номер "די אידישט שטימע" [ди идише штиме], в котором было напечатано объявление о лекции, стоил 60 ct.]

В следующем сообщении газета писала, что в кругах интеллигенции интерес к лекции очень большой, поэтому очень жаль, что она состоится в небольшом и неудобном театре Тильманса [354 места]. Желательно, чтобы вторая лекция была в Государственном театре, где знаменитого оратора смогут услышать несравнимо больше людей.

Вл. Жаботинский приехал в Каунас утром в день выступления. На вокзале его встречали столичные ревизионисты, группа студентов-ревизионистов зарубежных вузов и Литовского университета, редактор "די אידישט שטימע" [ди идише штиме] Реувен Рубинштейн [5]. Один из студентов произнёс на иврите приветственную речь, ответное выступление гостя было кратким.

-3

Объявления на иврите и идише о лекции главы Союза сионистов-ревизионистов.

-4

Информация в газете «Эхо».

-5

Информация в газете «Эхо».

На следующий день после лекции гостя "די אידישט שטימע" [ди идише штиме] писала о нём так: «На прекрасном языке, с блестящим мастерством он изложил суть сложных экономических и политических проблем, которые стояли перед делегатами конгресса. В отношении их решения Вл. Жаботинский настроен пессимистически, он считает, что для этого необходимо перейти к новым методам работы; он выразил сожаление, что делегаты не считают необходимым существование оппозиции, которая в будущем должна взять власть в свои руки. Выступление произвело сильное впечатление, лектора встретили и проводили аплодисментами».

11 октября футболисты "מכבי" [макаби] играли против местной литовской команды. На матч был приглашён Вл. Жаботинский. Но фортуна была не на стороне макабистов.

-6

Объявление на идише о второй лекции.

-7

Объявление в газете «Эхо».

Этому докладу "די אידישט שטימע" [ди идише штиме] посвятила объёмную статью «Европа, евреи, арабы»: «Народ в фойе гудел, как растревоженный улей, собрались сливки еврейского общества Каунаса. К началу в зале не было ни одного свободного места, все жаждут живого слова, которое как глоток свежести должно взбодрить. И вот появляется Вл. Жаботинский, – все завороженны, затаили дыхание и не отрывают взгляда от трибуны, где стоит он без единого движения, замеревший, оценивая своим острым взглядом всю аудиторию перед ним. И на его редкостно кристальном русском языке все собравшиеся на одном дыхании прослушали доклад о географии, политике, экономике востока. Вл. Жаботинский закончил своё выступление на пафосной ноте, шедшими из глубины души словами о твёрдой уверенности в правоте своих выводов. Они взорвали зал, который бурными, продолжительными аплодисменты провожал Вл. Жаботинского – оратора от бога. Встреча произвела колоссальное впечатление».

-8

Здание и зрительный зал Государственного театра.

14 октября в зале Тильманса состоялась лекция Вл. Жаботинского «Слово к юношеству», читал он её на иврите, [билеты от 2 до 7 Lt].

-9

Объявление на иврите о встрече с молодёжью.

Об этом вечере Ури Рабиновиц рассказал в статье «Слово к юношеству»: «Зал и галёрка переполнены. Аудитория Вл. Жаботинского – учащиеся и студенты. Лишь кое-где можно увидеть всем известных сионистов. Они как островки в море кипучей активности, бурлящей молодёжи. На сцене появляется Вл. Жаботинский. И стены содрогаются от аплодисментов, приём пламенный, от всей души. Когда оратор излагает свою молодёжную программу, юноши и девушки не сводят с него горящих глаз, – ведь им всё так понятно... Сионистский лидер закончил своё выступление, но продолжает пытливо, со всей серьёзностью вглядываться в молодёжь, оценивая её своим острым взглядом, проникая в их сердца. Ждет ответа: «Есть ли в ваших сердцах искра огня?» Из груди сотен девушек и юношей, сердца которых бьются учащённо, вырывается: "הידך היה מוכן" [твои руки готовы?]  Стены дрожат, эхом разносится по всему залу: "מוכנים תמיד" [всегда готовы]. Ответ дан».

17 октября Вл. Жаботинский выступил в Клайпеде с лекцией «Народное движение и плутократия». Она была четвёртая и последняя в этот его приезд.

-10

Объявление на идише о лекции в клайпедском Доме стрелков.

-11

Дом стрелков.

P.S. Высказанные Вл. Жаботинским во время лекций суждения долго вызывали неоднозначные оценки. Месяц спустя, 17 ноября, еврейскую общественность приглашали в Ратушу принять участие в диспуте «Ревизионизм» (Жаботинский и его метод). Должен был также выступить бывший легионер Еврейского легиона Алекс Кушнир (Эрец-Исраэль) и рассказать правду о Вл. Жаботинском. Цель диспута была – еврейская молодёжь должна услышать правду о ревизионизме.

1930 г., ноябрь – визит третий

Владимир Жаботинский прибывал в Каунас 10 ноября. Но днём ранее встретить его на первой литовской приграничной станции выехали представители прессы, ревизионистских организаций, студенческих корпораций. В пути гость и встречавшие его познакомились и побеседовали. На станциях следования поезда Вл. Жаботинского приветствовала жизнерадостная молодёжь. В столице его встретили необыкновенно празднично. Много заранее до прибытия поезда вся привокзальная площадь была занята плотно друг к другу стоящими людьми – несколько тысяч человек. Немало ревизионистов приехало и из провинции. Развевались знамёна различных организаций. Встречали студенческие и сионистские организации. Корпорация "ירדניה" [ярден] проехала по городу на 20 автомобилях, впереди которых развевались знамёна. Вл. Жаботинского от имени всех присутствовавших приветствовал командир "ברית-טרומפלדאר" [брит-Трумпельдор] [6] М. Кац. Звучали возгласы «Ура!». К автомобилю уважаемый гость смог пройти с трудом. 75 машин сопровождали его к гостинице „Metropolis“, в её здание он шёл сквозь шеренгу членов "ירדניה" [ярден] и знамён всех студенческих корпораций.

-12

Гостиница „Metropolis“.

В этот же вечер в Государственном театре прелегент прочёл на русском лекцию «Англия, арабы и евреи», рассказав о стремлении ревизионистов создать своё государство на Земле Израиля. Более подробно остановился на отношениях евреев и англичан после принятия декларации Бальфура [7]. Переполненный зал с 9 до 12 часов слушал выступавшего с не ослабевавшим вниманием. В зале присутствовали и видные представители литовской интеллигенции: Вацловас Биржишка [8], Казис Гринюс [9], Юозас Пурицкис [10].

-13

Объявление о первом докладе в этот приезд.

Посвящённая докладу статья в газете «Эхо».
Посвящённая докладу статья в газете «Эхо».

11 ноября в Хоральной синагоге Вл. Жаботинский читал доклад «Где же выход?».

-15

Объявление на идише о втором докладе.

-16

Здание и интерьер синагоги в настоящее время.

В этот же вечер его принял в гостях д-р Довид Шварц. Руководители ревизионистов Литвы обсудили с Вл. Жаботинским ряд актуальных вопросов, он в свою очередь произнёс обстоятельную речь, в которой представил программу деятельности местных ревизионистов.

В первой половине следующего дня Вл. Жаботинский встретился с членами корпорации "ירדניה" [ярден], основателем которой он был, всё прошло торжественно и празднично. Ему надели эмблему корпорации, заверили, что его идеалы и дальше будут для них святы, как это было до сих пор. Гостю приготовили приятный сюрприз. К его стихотворению «Слева от Иордана», которое он посвятил "ירדניה" [ярден], была написана музыка. Сначала все корпоранты исполнили эту песню, после этого вручили Вл. Жаботинскому её ноты, – на первой красочно оформленной странице находилась карта Эрец-Исраэль и фото автора слов. Последовавшее затем выступление гостя все слушали с особым вниманием, оно произвело глубокое впечатление. По окончании корпоранты проводили Вл. Жаботинского прощальным маршем до гостиницы „ Metropolis“, от неё на автомобиле до вокзала. Когда тронулся поезд, раздалось разносившееся по всему перрону многократное «Ура!»

12 ноября Вл. Жаботинскому предстояло выступление в Панявежисе, через день – в Шяуляй с лекцией «Где же выход?»

-17

Объявление на идише о докладе в Шяуляй.

-18

Шяуляй, кинотеатр „Kapitol“: его здание, фойе и зрительный зал.

-19

Объявление в газете «Эхо» 11 ноября 1930 г.

1933 г., февраль – визит четвёртый

-20

Первая информация о приезде Зеэва Жаботинского в Каунас появилась 9-го февраля в "די אידישט שטימע" [ди идише штиме]. А через несколько дней газета писала, что ревизионистский центр в Литве, комиссия молодёжной сионистской организации "בית"ר"  [бетар] и президент ревизионистской студенческой организации стран Балтии проведут обсуждение вопросов, связанных с торжественной встречей и приёмом высокого гостя, было намечено и совещание по ряду важных вопросов.

17 февраля эта же газета на первой странице поместила объявление: «26 февраля в Хоральной синагоге «Оhел Яков» президент Всемирного союза сионистов-ревизионистов Зеев Жаботинский выступит на идише с докладом «Ревизионизм и другие сионистские движения» [в последующие дни оно повторялось 5 раз, но занимаемый пост прелегента больше не упоминался].

-21

Объявление на идише о первом докладе в этот приезд.

На вокзальном перроне З. Жаботинского встречали его многочисленные сторонники и друзья. О намечавшемся приезде высокого гостя объявили и по Государственному радиофону.

Назавтра после доклада З. Жаботинского в Хоральной синагоге "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] опубликовала обширную статью «Ревизионизм и другие сионистские движения», в которой её автор изложил затронутые в докладе темы, написал также, что в конце встречи докладчик обратился к присутствовавшим с призывом помнить о стоящих перед ними задачах и не думать, что они его не затрагивают. Синагога была переполнена, все слушали с большим вниманием, лектора наградили аплодисментами.

В начале марта З. Жаботинский выступил в Шяуляй с докладом «Как строить Эрец-Исраэль» и в Клайпеде – «Ревизионизм и другие сионистские движения».

-22

Объявление на идише о выступлении в Шяуляй.

Вернувшись в столицу, 4 марта в кинотеатре „Metropolitain“ он сделал доклад «Кризис пролетариата» (на русском языке). В переполненном зале были представители различных слоёв общества, послушать его пришли и литовцы. На фоне сложившейся ситуации в мире содержание доклада было очень сенсационным. Прелегент, со свойственным ему ораторским искусством, держал всех в зале в напряжении в течение двух с половиной часов. Он затронул проблемы социального порядка, производства, социализма и жизни рабочих.

-23

Здание к/т „Metropolitain“ на 800 человек, отличался хорошей акустикой зала.

-24

Объявление о выступлениях З. Жаботинского в Каунасе, Шяуляй с докладом «Как будем строить Эрец-Исраэль» (на идише) и Клайпеде «Ревизионизм и другие сионистские движения» (на русском).

На следующий день З. Жаботинский простился с Каунасом, но расставание с Литвой было недолгим – лишь до июля.

1933 г., июль – визит пятый

Зеэв Жаботинский прибывал в Литву 18 июля. На границе с Латвией его встречали делегация во главе с Лейзером Рахмилевичем и представитель комиссии "בית"ר" [бетар]. Он задержался на один в Шяуляй и выступил с докладом «Возрождение или гибель еврейского народа», и с таким же – на следующий день в Каунасе.

-25

Объявление на идише о единственном каунасском докладе.

-26

Эхо, 1933, 18 июля.

-27

Эстрада «Летнего театра» в Городском саду.

19 июля в Каунасе состоялось краткое совещание З. Жаботинского с ревизионистскими деятелями и столицы, и приглашёнными из провинции.

О визите З. Жаботинского „Lietuvos žinios“ [летувос жинёс, лит. яз.: вести Литвы] [11] сообщала, что приехал вождь еврейских фашистов, что программа сионистов-ревизионистов очень похожа на гитлеровскую. Она же поместила заметку: «Евреи Шяуляй против своих фашистов»: «18 июля в Шяуляй с лекцией приехал вождь еврейских фашистов Жаботинский. Большинство местных евреев встретило его очень недружественно. Когда он собрался поехать на своё выступление в зал „Liaudies namai“ [ляудес намай, лит. яз: народный дом], то у гостиницы, где он проживал, собравшаяся толпа начала свистеть и угрожающим тоном кричать: «Гитлер! Гитлер! Вон».

Но лекция всё же состоялась. Её пришли послушать не только его сторонники, но и очень немало относившихся к нему недружелюбно шяуляйских евреев, которые и в зале свистели и кричали. Вмешалась полиция и не допустила нарушения порядка. Жаботинского от возможных неожиданностей охраняла его собственная «полиция» – небольшой отряд еврейских скаутов в своей униформе, которая напоминала гитлеровскую – в сапогах с высокими голенищами, в тёмно-коричневых рубашках, с кожаным ремнём от плеча по диагонали».

-28

Объявление на идише о докладе в Шяуляй.

P.S. В начале декабря 1933 г. в двух ведущих литовских газетах появилась следующая информация: «В конце декабря страны Балтики посетит вождь еврейских фашистов Жаботинский, его цель –инструктаж своей гвардии и чтение лекций. Используя эту оказию, он приедет и в Литву». Но в конце указанного года этого не произошло, в Литву З. Жаботинский приехал только в мае 1935 г.

1935 г., май – визит шестой

-29

Лишь через два года приверженцы идей Зеэва Жаботинского были вознаграждены новой встречей с ним.   Он приехал в Каунас 16 мая. Встретить главу Новой сионистской организации собралось, пожалуй, около двух тысяч его сторонников. Бетаровцы выстроились строем на перроне и привокзальной площади, – со знамёнами, в униформах, со своим оркестром.  Программа этого визита включала и участие гостя в ежегодном Съезде организации "בית"ר" [бетар], и два политических доклада.

16 мая послушать доклад «Задачи государственного сионизма» пришло очень много народа. В своём двухчасовом выступлении прелегент рассмотрел состояние дел в сионизме, политические, экономические, финансовые, эмиграционные аспекты, призвал сионистские партии создавать еврейское государство в Эрец-Исраэль. З. Жаботинский представил обоснование своего отказа от ревизионизма и необходимости создания Новой сионистской организации.

-30

Объявление на идише о докладе 16 мая на сцене «Летнего театра».

-31

Объявление в газете «Эхо».

-32

Статья в "די אידישע שטימע" [ди идише штиме], посвящённая докладу 16 мая.

-33

Объявление на идише о докладе 19 мая в «Летнем театре».

Тема доклада 19 мая была «Курс – Новая сионистская организация». В день выступления произошёл неприятный инцидент: когда З. Жаботинский подъехал к Городскому саду, кто-то из толпы бросил камень в его автомобиль, разбив окно и ранив шофёра. Гость не пострадал. Нападавшему удалось убежать. Полиция арестовала несколько подозрительных личностей.

В этот же день "דאָס וואָרט" [дос ворт, на идише: слово] [12], не называя имён и очень кратко, сообщила, что некоторые члены сионистского центра посетили З. Жаботинского, состоялась беседа.

Последнему докладу "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] посветила объёмную статью:

-34

[курс – новая сионистская организация].

1936 г., октябрь – визит седьмой

-35

О визите Зеэва Жаботинского газета "אונזער מאָמענט" [унзер момент, на идише: наш момент] [13] сообщала уже в конце августа: посещая страны Балтии, он приедет в Литву 11 октября. В этот день на первой странице газеты над портретом З. Жаботинского было напечатано:

!בּרוך בּואך, הנשיא

[на иврите: добро пожаловать, президент!]. Чтобы встретить его, в Каунас приехали евреи из ближних и дальних штетлов. Празднество достигло апогея во время большой демонстрации ревизионистских молодёжных организаций, которые в сопровождении оркестра и секции мотоциклистов прошли маршем по центральным улицам Каунаса, а затем по проспекту Laisvės alėja к ж.-д. вокзалу. Гулявшие по улицам присоединялись к демонстрации и тоже шли на вокзал.

На перроне прибытия З. Жаботинского ждало огромное количество людей. Желавшие занять места получше, сделали это заблаговременно. С трудом удалось расчистить место для шпалер. К прибытию поезда напряжение нарастает колоссально. Как только З. Жаботинский показался в окне вагона, раздались бурные овации; с приветственными словами его встречало немало организаций, гостю преподнесли цветы. После того как президенту Новой сионистской организации был отдан рапорт, он поздоровался с собравшимися бетаровцами. В ответ прозвучало оглушительное «Тель-хай!». Когда автомобиль с гостем тронулись с места, вслед ему прозвучал ураган аплодисментов.

На следующей день, 12 октября, в зале кинотеатра „Metropolitain“ З. Жаботинский выступил на идише с докладом „Быть или не быть».

-36

Объявление на идише о первом докладе в этот приезд.

В зале яблоку негде было упасть. Перед началом председатель президиума раввин Израэль Розенсон приветствовал гостя, определив его как указующего путь еврейскому народу. Как только слово было предоставлено З. Жаботинскому, зал разразился бурными аплодисментами и возгласами «Да здравствует!». Председатель несколько раз призывал всех успокоиться. В продолжавшейся два часа речи гость дал исчерпывающий, логичный и обоснованный ответ об идеях и задачах Новой сионистской организации, одновременно раскрыв лицемерную и предательскую деятельность старой сионистской организации. Все слушали с напряжённым вниманием, выступление несколько раз прерывалось бурными овациями. А когда З. Жаботинский закончил свой доклад, весь зал встал и благодарил его бурной и продолжительной овацией. Охваченные всеобщим энтузиазмом, все запели гимн "התקוה" [hатиква, на иврите: надежда].

Вечером следующего дня З. Жаботинский с докладом «Быть или не быть» выступил в Клайпеде. По его окончании в честь гостя состоялся продолжавшийся до 3 часов утра банкет.

-37

Объявление на идише о реферате в Клайпеде.

  14 октября, вновь в Каунасе, З. Жаботинский читал на русском доклад «Пробил двенадцатый час», он вызвал интерес в широких кругах и литовской интеллигенции. Был дан глубокий и мудрый анализ проблем мировой политики.

-38

Объявление на идише о докладе 14 октября в зале к/т „Metropolitain“.

-39

Объявление в газете «Эхо».

15 октября шяуляйцы слушали его доклад «Быть или не быть».

-40

Объявление на идише о докладе в Шяуляй.

12 октября в Каунасе проходила 6-ая республиканская ревизионистская конференция. Участвовать пригласили и З. Жаботинского, зал встретил его бурной овацией и возгласами «Да здравствует!». Он выступил с содержательным докладом, в котором изложил проблемы Новой сионистской организации и организации "הצה"ר" [Союз ревизионистских сионистов]. Участники конференции отправила на его адрес поздравительную телеграмму (до конца он не присутствовал).  Уже стало традицией, что, находясь в Каунасе, З. Жаботинский встречался с ревизионистской студенческой корпорацией «Эл-Ал», почётным членом которой он являлся. Обращаясь к собравшейся молодёжи, он говорил о предстоящей сложной работе, которая предстоит движению и требует максимального напряжения. Встреча вылилась в большое празднество.

В газете "אונזער מאָמענט" [унзер момент] присутствовала и такая информация: «Всем наказывается при полной униформе прийти на доклад 14 октября и зарегистрироваться у сотрудника. Явка обязательна для всех».

В четвёртый день визита З. Жаботинскому дал продлившуюся полтора часа аудиенцию Президент Литвы Антанас Сметона [14]. Были затронуты вопросы еврейские и общего плана.

В этот же день З. Жаботинский выступил на идише по Государственному радиофону. Он говорил о тех задачах, которые стоят перед еврейским народом в данный исторический момент.

-41

Объявление на идише о дне и времени выступления З. Жаботинского по радио, "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] сообщила об этом специально, так как в заранее опубликованной программе радиопередач в это время значилась музыка с патефонных пластинках.

16 октября "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] напечатала занимавшую почти две третьих страницы статью своего редактора Реувена Рубинштейна «Жаботинский на трибуне».

Во время пребывания З. Жаботинского в Литве и позднее газета "אונזער מאָמענט" [унзер момент] неоднократно публиковала сообщение, что из печати вышел первый том его избранных произведений на иврите, куда вошли автобиография и более 20 фельетонов под общим заголовком «Галут и ассимиляция». Заказать книгу можно было по указываемому адресу в Тель-Авиве.

-42

Информация на идише о новой книге З. Жаботинского.

-43

Каунасский ж.-д. вокзал, на котором 7 раз встречали З. Жаботинского.

1939 г., октябрь, визит восьмой

5 мая в Каунас президент Новой сионистской организации Зеев Жаботинский прилетел на аэроплане компании “LOT”. Ревизионисты организовали в аэропорту праздничную встречу гостя. Присутствовало и немало симпатизантов. После того как З. Жаботинского поприветствовали бетаровские отряды студенческой корпорации «Эл-Ал», также члены сионистского центра, он поехал в город. Его автомобиль сопровождала длинная цепочка машин, мотоциклисты и велосипедисты.

Вечером этого же дня в кафе „Metropolis“ перед собравшимися многочисленными представителями общественности  еврейской, литовской и иностранной прессы он изложил план спасения евреев в сложившейся политической ситуации, сообщил об усилиях сионистов создать независимое еврейское государство на Земле Израиля. Чтобы дело шло успешно, он объехал немало стран, призывая там евреев объединиться. З. Жаботинский пропагандировал идею создания представительства еврейского народа – избранного демократическим путём парламента, который выступал бы от имени всего еврейского народа. Он уверен, что проблему независимого еврейского государства, такого, как его видят евреи, может решить вторая Эвианская конференция. По мнению З. Жаботинского еврейский вопрос стал вопросом мировой политики. После ответов на вопросы он публично заявил, что и Литва, и её граждане в тех странах, где ему пришлось побывать, ассоциируются как мирная и культурно развивающаяся нация, отличающаяся высоким уровнем гуманизма.

-44
-45
-46

Эхо, 1939, 6 мая.

-47

Кафе „Metropolis“.

6 мая в кинотеатре „Metropolitain“ З. Жаботинский выступил на идише с докладом «Три заповеди времени». Он говорил о ряде актуальных проблем сионизма, о переезде миллиона евреев в Эрец-Исраэль, представил свои планы по созданию новой восточно-европейской газеты. Пришло громадное количество народа, его двухчасовой доклад слушали с не ослабевавшей сосредоточенностью.

-48

Объявление на идише о докладе «Три заповеди времени».

7 мая в кинотеатре „Forum“ [600 мест] З. Жаботинский выступил на русском языке с докладом о мировой политике «Что будет?». Своё видение её он в этот вечер изложил более развёрнуто, чем на следующий день, выступая на идише.

-49
-50

Объявление на идише о докладе на русском языке, тема – мировая                   политика.

-51

Эхо, 1939, 9 мая.

-52

Объявление на литовском языке о лекции «Что будет?».

В дни визита в «Литовском вестнике» —  «Эхо» появилось данное объявление:

-53

В течение 7 мая было проведено и несколько совещаний. На следующий день З. Жаботинский покинул Литву, приехать в которую ему больше не довелось.

Поиск информации о визитах З. Жаботинского в Литву в 1921 – 1939 гг. вёлся  по газетам, имеющимся в фондах национальной и академических библиотеках Вильнюса, выявлено около 300 позиций на идише, русском, литовском и польском языках. В прессе республики найдено около 70 статей В. Жаботинского.

LNMMB (Литовская национальная библиотека им. М. Мажвидаса):

Вл. Жаботинский. Доктор Герцль, Одесса, 1905.

Вл. Жаботинский. Критика сионизма, Одесса, 1906.

Вл. Жаботинский. Фельетоны, 1913.

Вл. Жаботинский. Самсон Назарей, Берлин, 1927.

Вл. Жаботинский. Слово о полку, Рига,1928.

Вл. Жаботинский. Сauseries.Правда об острове Тристан да Рунья, Париж, 1931.

Вл. Жаботинский. Пятеро, Париж, 1936.

Вл. Жаботинский. Рассказы, Париж.

Vl. Jabotinsky Feuilletons. Чехия, 1930.

Wl. Jabotinsky Die jüdische Legion im Weltkrieg. Berlin, 1930.

די נייע ציוניסטישע ארגאניזאציע נ. צ. א.. ז. זשאבאטינסקי [Н.Ц.О. Новая сионистская организация], Каунас, 1935.

שטאטס־ציוניזם : די רעוויזיאניסטישע פראגראם ז. זשאבאטינסקי [государственный сионизм: ревизионистская программа], Каунас, 1935.

וועגן ווייס בוך און איינהייט פראנט ז. זשאבאטינסקי  [О Белой книге и едином фронте], Каунас, 1939.

? ז. זשאבאטינסקי אידישע יוגנט וואוהין [еврейская молодёжь – куда?], Каунас, 1938.

-54

די שוץ־פראגע אין ארץ־ישראל ז. זשאבאטינסקי  [вопрос защиты в Эрец- Исраэль], Каунас, 1929.

VUB (Библиотека Вильнюсского университета):

Вл. Жаботинский. Слово о полку, Рига,1928.

Hillel Halkin. Jabotinsky: a life, London, 2014.

MAB (Библиотека Академии наук):

W. Żabotynski Panstwo žydowskie, Warszawa, 193?

Żabotynski przed komisija krolewską w Londynie, Drogobysz, 1937.

VŽVB (Вильнюсская еврейская публичная библиотека):

Вл. Жаботинский. Чужбина, Москва, 2000.

В журнале „Brasta“ [браста, лит. яз.] 2012 г. №2-3 опубликованы статья И. Гузенберг «Владимир Жаботинский и Вильнюс» и отрывок из его книги «Повесть моих дней».

Примечания:

[1] Владимир (Зэев) Жаботинский

Жаботинский Владимир: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ (eleven.co.il)

[2] «Эхо» – литературно-политическая ежедневная газета, Каунас, 26 октября 1920 г. – 5 июля 1940 г.

[3] «Laisvė“ – общественная, политическая и литературная газета, Каунас, 21 марта 1919 г. – 11 сентября 1923 г.

"די אידישע שטימע" [ди идише штиме] — [4]
орган Организации сионистов Литвы, Каунас, 21 июля 1919 г. — 1 августа 1940 г., в 1923 г. её редактор Моше Коэн, в 1925 – 1940 гг. главный редактор Реувен Рубинштейн, была самая тиражная еврейская газета в Литве, к концу 1920-х годов имела собственных корреспондентов в Берлине, Париже, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Иерусалиме, Варшаве, Лондоне и других городах.

[5] Реувен Рубинштейн родился в 1891 г. в г. Утяна, Литва. В 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета; тогда же началась его журналистская карьера. В 1917 г. участвовал в 7-ом съезде сионистов России. В 1920 г арестован ЧК вместе с другими депутатами совета, сидел на Лубянке, а после этого в Бутырках. Осужден на 5 лет заключения. В 1923 г. вернулся в Каунас. Был руководителем Центра сионистских организаций Литвы. Неофициально считался лидером евреев Литвы. Около 15 лет был главным редактором тиражной газеты литовского еврейства "די אידישע שטימע" [ди идише штиме]. Арестован в 1940 г. как агент империализма по обвинению в сионистской деятельности и в шпионаже в пользу Англии. Осужден на 8 лет заключения в лагере принудительного труда в Печорске (Троицко-Печорске), республика Коми. Освобожден в 1943 г. Репатриировался в Израиль в 1948 г. Был выбран председателем Ассоциации евреев Литвы, вёл передачи по радио Израиля, писал книги, статьи. Умер в 1967 г.

[6] Иосеф Трумпельдор  Трумпельдор, Иосиф — Википедия (wikipedia.org)

[7] Артур Бальфур Бальфур, Артур — Википедия (wikipedia.org)

[8] Вацловас Биржишка Биржишка, Вацловас — Википедия (wikipedia.org)

[9] Казис Гринюс Гринюс, Казис — Википедия (wikipedia.org)

[10] Юозас Пурицкис Юозас Пурицкис - Juozas Purickis - Википедия (360wiki.ru)

[11] „Lietuvos žinios“ – Каунас, 16 февраля 1919 г. — 1 августа 1940 г.

   "דאס ווארט" [12]

[дос ворт], издатель Компания "פאלק" [фолк, на идише: народ], Каунас, 14 августа 1934 г. — 28 июня 1940 г.

"אונזער מאָמענט" [13]

[унзер момент, на идише: наш момент] – орган сионистов-ревизионистов, Каунас, 1934 – 1937 гг.

[14] Антанас Сметона Сметона, Антанас — Википедия (wikipedia.org)