Найти тему
Петр Власов

Асы 1МВ: лучшие «специалисты по жарке сосисок» (01). Центральные державы

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Сегодня, как правило, люди, интересующиеся историей авиации Первой мировой войны, обычно относятся к делу уничтожения в те годы вражеских аэростатов-наблюдателей как к делу простому, и не заслуживающему особого внимания. Ведь по их мнению подлет по прямой к неподвижно зависшему в небе воздушному шару и расстрел этой огромной цели (захочешь – не промахнешься!) не такое эффектное зрелище, как головокружительная воздушная карусель боя между верткими истребителями. А вот современники – пилоты «Великой войны» - дружно считали атаки«Balloon-Busters» («Охотников на баллоны») самым трудным делом для истребителя. Аэростаты были очень важной целью: поднимаемые и опускаемые на тросах и связанные телефонами непосредственно с командованием и артиллерийскими батареями, они позволяли обеим воюющим сторонам собирать очень точные сведения о противнике, и сразу же корректировать убийственный огонь артиллерии по обнаруженным объектам. Эти безобидные с виду воздушные шары оказывали огромное влияние на ход боевых действий и решали судьбы множества людей, безжалостно направляя на них артиллерийские снаряды. Так что понятно стремление противоборствующих сторон любой ценой уничтожить вражеский аэростат, и максимально защитить свой от атак противника. Поэтому район, в котором поднимался разведывательный «баллон», буквально «нашпиговывался» зенитными средствами. Соответственно, атака на «летающую колбасу» была для летчика-истребителя смертельно опасным делом - кроме стрельбы из автоматического оружия, имевшегося у самих наблюдателей, шары защищали также «понатыканные» вокруг места взлета аэростата многочисленные зенитные пулеметы и орудия, а зачастую и самолеты-перехватчики, в задачу которых входило не подпустить вражеский истребитель к своему шару. И атака на аэростат походила на игру в «русскую рулетку» - она довольно часто заканчивалась гибелью атакующего. Поэтому пилоты, имевшие на счету уничтоженные вражеские аэростаты, пользовались огромным уважением сослуживцев и ценились командованием не меньше, чем самые выдающиеся асы с максимальными списками побед.

-2

Многие известные асы, не раз сходившиеся в ожесточенных воздушных схватках с самолетами противника, тем не менее, предпочитали не связываться с «воздушными сосисками», считая, что риск погибнуть при атаке аэростата слишком велик. И наоборот, некоторые отчаянные летчики именно «летающую колбасу» сделали главным объектом своей охоты. Кто-то - из понимания роли аэростата в той войне; кто-то - из показной лихости, чтобы утвердиться в глазах сослуживцев в качестве бесстрашного «сорви-головы», презирающего смерть; а кто-то – из-за неумения вести маневренный бой со скоростными самолетами, предпочитая пройти сквозь стену огня и стали, чтобы поразить эту опасную, но все же неподвижную цель. Однако каковы бы ни были причины «вступления в клуб Balloon-Busters», всех «охотников на аэростаты» объединяли отвага, готовность к самопожертвованию и «стальные нервы», помогавшие этим пилотам выжить в опаснейших ситуациях.

-3

Во многих армиях по обе стороны фронта появились умелые «мастера по жарке сосисок», настоящие «убийцы аэростатов», уничтожившие пять или более «баллонов» (асом считался летчик, одержавший не менее пяти побед). Так, в кайзеровской авиации было 27 «аэростатных асов»; французы тоже имели 27 «Balloon-Busters»; 15 опытных «убийц аэростатов» разных национальностей служили в ВВС Британской империи. В ВВС других стран борьбе с аэростатами уделяли гораздо меньше внимания. Так, в авиации США было только 5 «Balloon-Basters», а в Австро-Венгерской империи – вообще лишь 2. В маленьких ВВС Бельгии «родился» всего 1 «аэростатный ас», зато какой: рекордсмен той войны по уничтоженным «баллонам»! А вот в Военно-Воздушных силах Италии и России «Balloon-Basters» практически не было. По крайней мере, в доступной мне литературе по асам российской авиации я не нашел имен летчиков, активно боровшихся с вражескими аэростатами. Этому может быть несколько причин: как ранний выход Российской империи из войны (пик борьбы с аэростатами на Западе приходится на 1917-1918 годы, когда в России уже бурлила революция), так и утеря информации о деятельности русских асов в связи с гражданской войной и последующей эмиграцией большинства из них. В списках же итальянских асов я обнаружил только трех летчиков, сбивших по одному аэростату, и одного, уничтожившего 3 «баллона»; летчика, «изжарившего» пять «сосисок» и получившего право называться «аэростатным асом» среди итальянцев не было. Ниже я привожу краткие биографии только самых результативных «аэростатных асов» ВВС стран, воевавших в Первой мировой войне. Начнем, пожалуй, с асов Центральных держав – Германии и Австро-Венгрии; асам «Balloon-Basters» Антанты будет посвящена отдельная статья.

ГЕРМАНИЯ:

Friedrich von Röth - 20 аэростатов (из 28 побед)

-4

В начале Первой мировой войны унтер-офицер баварского артиллерийского полка Фридрих Рёт (1893-1918/19) был тяжело ранен и почти на год попал в госпиталь. После выздоровления получивший офицерское звание Фриц стал авиатором, но во время обучения попал в аварию, и вновь на год угодил на госпитальную койку. Из-за этого лишь в начале 1917 года Рёт смог получить удостоверение пилота и назначение в разведывательную эскадрилью. В сентябре 1917 года лейтенант прошел недельные курсы переквалификации, и стал истребителем. Почти четыре месяца летчик в составе Jasta-23 в безрезультатных вылетах осваивался с новой профессией, а 25 января 1918 года он открыл свой счет побед, удивив при этом даже бывалых асов: всего за 8 минут Рёт уничтожил подряд три вражеских аэростата! За этот подвиг он был награжден Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами и дворянской приставкой «фон» к своей фамилии. А 1 апреля Фридрих фон Рёт вновь удивил своих товарищей: за 10 минут сжег 4 аэростата! Командование оценило заслуги аса, повысив его в звании до обер-лейтенанта и поставив руководить баварской эскадрильей Jasta-16. Вскоре после вступления в должность Фридрих показал своим новым подчиненным, как нужно воевать: 29 мая за 15 минут он уничтожил 5 вражеских аэростатов! Это стало «фирменной фишкой» фон Рёта: «жарить сосиски» по нескольку штук сразу, проносясь на максимальной скорости вдоль линии аэростатов и буквально «скашивая» их, как косой, огненным ливнем пуль. Вообще, к делу уничтожения «колбас» фон Рёт подходил по-немецки обстоятельно. Перед атакой он тщательно изучал обстановку, учитывал силу и направление ветра, маневры истребителей, прикрывавших шар. Атаку фон Рёт производил с большой высоты на пикировании по направлению ветра. В результате скорость его «Альбатроса» возрастала настолько, что немец проскакивал завесу истребителей прикрытия до того, как они успевали среагировать на появление противника; к тому же такая скорость затрудняла прицельную стрельбу по «Альбатросу» с земли.

-5

В начале сентября за 23 победы Фридрих был награжден самым желанным орденом германских асов: высшей боевой наградой Германии - орденом «Pour Le Merite». А 14 октября 1918 года обер-лейтенант фон Рёт сбил британский легкий бомбардировщик DH.9, который стал его последней воздушной победой. При этом сам Фриц был ранен в ступню ответным огнем бортстрелка с погибавшего самолета; он с трудом посадил свою машину на аэродроме, и до окончания войны уже не смог подняться в воздух.

Общий счет фон Рёта составил 28 воздушных побед, 8 из которых были одержаны над самолетами, а 20 – над аэростатами. В германской авиации не было равных фон Рёту по уничтожению этих очень опасных целей. Поэтому неудивительно, что Фриц был буквально осыпан наградами. От высшего ордена Пруссии «Pour Le Merite» до Железного креста 1-го класса, выдававшегося только за личный подвиг в бою. Кроме того, уже после окончания войны за выдающиеся боевые заслуги Фридрих был удостоен Рыцарского креста баварского военного ордена Макса-Йозефа. Правда, награжден этим орденом фон Рёт был посмертно: потрясенный поражением Германии в войне, обер-лейтенант покончил с собой, застрелившись в новогоднюю ночь 1918/19 гг...

Heinrich Gontermann – 17 (18?) аэростатов (из 39 побед)

-6

18-летний Генрих Гонтерманн (1896-1917) вступил в армию в августе 1914, сразу после начала Первой мировой войны. В составе 6-го уланского полка участвовал в боях, в 1915-м был произведен в офицеры. Тогда же Гонтерманн подал прошение о переводе в авиацию, и после подготовки на пилота был направлен в разведывательную часть. До осени 1916 Гонтерманн на двухместных самолетах занимался воздушной разведкой (при этом в апреле сбил атаковавший его британский аэроплан FE 2b), а в ноябре (после переучивания) стал летчиком-истребителем в эскадрилье Jasta-5. Правда, поначалу ему не удавалось достигнуть успеха в новой специальности – первую победу Гонтерманн одержал только 6 марта 1917 г.; но потом он начал одерживать сбивать вражеские самолеты один за другим. За март Гонтерманн одержал 5 побед, а за апрель – еще 11; причем в апреле он сжег 6 аэростатов, вступив, таким образом, в «клуб рисковых «Balloon-Busters» - «Охотников на баллоны». Такая результативность отразилась на карьере юноши – он был назначен командиром эскадрильи Jasta-15.

-7

В этой должности Гонтерманн продолжил увеличивать свой победный счет, доведя его к октябрю 1917 г. до 39 воздушных побед. Из них не то 17, не то 18 были одержаны над аэростатами (здесь неясность – один из сожженных Гонтерманном аэростатов почему-то не был ему записан как официальная победа, хотя уничтожение было зафиксировано свидетелями). Наиболее успешным для этого летчика стал день 19 августа, за который Гонтерманн сбил 1 истребитель и сжег 4 аэростата; причем три из них – всего за 3 минуты! Высокая результативность принесла асу и высокую награду: Гонтерманн был удостоен самого почетного ордена кайзеровской Германии – креста «Pour le Merite».

Жизнь Генриха Гонтерманна внезапно оборвалась 30 октября 1917 года. Получив новейший истребитель-триплан Fokker Dr.I, считавшийся у немцев «самолетом для асов», Гонтерманн поднялся на нем в испытательный полет; но тут у истребителя оторвалось верхнее крыло. Виной катастрофы стал довольно типичный для этого самолета дефект – слишком слабая конструкция крыла. Для ее исправления потом немцы на два месяца прекратили все полеты на «триплане». Когда летчика извлекли из-под обломков рухнувшего истребителя, он был еще жив, но менее чем через сутки скончался.

АВСТРО-ВЕНГЕРСКАЯ ИМПЕРИЯ:

Eugen Bönsch – 7 аэростатов (из 16 побед)

-8

Ойген Бёнш (1897-1951) родился в Северной Богемии, В 1915 году, едва ему исполнилось 18 лет, Ойген вступил в австрийскую армию; в следующем году он перевелся в авиацию. После обучения на пилота Бёнш в начале 1917 года стал пилотом отряда Flik.8, а в августе его перевели в истребительный отряд Flik.51J. В составе Flik.51J, оснащенного истребителями OEFFAG (австрийская версия германского истребителя Albatros D.III), Бёнш и провоевал до конца войны на итальянском фронте. За время участия в воздушных боях он одержал 16 побед, 7 из которых были одержаны над итальянскими и британскими аэростатами. Это – самый высокий среди австрийцев результат по уничтожению «баллонов», и Ойген Бёнш занимает 1-е место в списке из всего двух асов «Balloon-Basters» Австро-Венгрии». Первый аэростат он сбил 28 сентября 1917 г., а последний – 5 октября 1918-го (остальные сожжены 3 декабря 1917, 3 апреля, 3 мая, 16 июня и 8 августа 1918 г.). Буквально накануне окончания войны Бёнш едва не погиб: над Фламинио Авет он был сбит, но сумел спастись из пылающей машины на парашюте.

Godwin Brumowski - 5 аэростатов (из 35 побед)

-9

Поляк Годвин Брумовски (1889-1936) был сыном австрийского генерала; в 1910 году он сам стал офицером австрийской армии (в конце 18 века Польша потеряла независимость, и ее территория была поделена между соседними государствами; Брумовски жили на землях, отошедших Австрии). Уже в начале войны лейтенант артиллерии Годвин Брумовски выказал отвагу и стойкость в сражениях против русских войск, а весной 1915 года он добился перевода в авиацию,

Поначалу Брумовски летал на двухместном разведчике наблюдателем, выполняя одновременно и обязанности бортстрелка. В этом качестве он весной 1916 года и добился первых воздушных побед, уничтожив огнем своего бортового пулемета три российских аэроплана, пытавшихся атаковать его самолет. В конце 1916 года Годвин закончил курс летной подготовки и стал пилотом, после чего его направили в истребительную эскадрилью, сражавшуюся на итальянском фронте. А в начале 1917 года капитан Брумовски стал командиром эскадрильи Flik-41J. Причем уже с апреля его эскадрилья стала считаться лучшей австрийской авиачастью на итальянском фронте. Годвин не только эффективно руководил своей истребительной частью, но и сам быстро пополнял свой личный счет, уничтожая один итальянский самолет за другим. К июню 1918 года, когда капитана Брумовски отозвали с фронта и перевели на штабную работу, он одержал 35 побед, 5 из которых были аэростатами (уничтожены 9 октября, 17 ноября, 13 декабря 1917 года, 16 и 19 июня 1918 года). Эти успехи сделали его самым результативным асом Австро-Венгерской авиации, но в «мини-клубе асов Balloon-Busters» Австро-Венгрии Брумовски оказался только на втором месте...

Асы 1МВ: лучшие «специалисты по жарке сосисок» (02). Антанта

Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.