Кто о чём, а я снова о диалогах. На сей раз исключительно об их оформлении и чуть-чуть о внутренней речи. Недавно получила на редактуру сборник рассказов и даже растерялась — каких только знаков препинания в разных местах диалога не ставят. Вот, точно, кто во что горазд. Поэтому решила написать на эту тему, может, кому-то будет полезно. Повторение, как показывает практика, всегда на пользу. А у меня совесть будет чиста. Всё, что могла, я сделала.
Несколько слов о сути построения диалога
Итак, диалог — эта такая форма подачи информации в художественном тексте, в которой присутствует обмен репликами между двумя людьми. Если собеседников больше, то такая форма называется полилог. На эту тему тоже была статья и даже игра. Но, как я и написала, сегодня речь не о правилах построения, ошибках и хитростях, а исключительно об оформлении.
В диалоге присутствует текст двух видов: слова персонажей и слова автора, которые называются атрибуцией. Атрибуция сопровождает реплики персонажей, в ней автор поясняет, кто и как произносит слова или сообщает информацию.
— Мне пора домой, — грустно сказал Вася.
Атрибуция — «грустно сказал Вася».
Классика
Атрибуция считается частью диалога. Поэтому слова автора относятся к прямой речи персонажа и являются частью предложения. Значит, и оформляется реплика + атрибуция как одно предложение:
— Давай ещё погуляем, — предложила Оля.
Как видите, после слов персонажа стоит запятая, а после тире слова автора начинаются с маленькой буквы. Если атрибуция в середине слов персонажа, и слова эти представляют собой одно предложение, то атрибуция выделяется запятыми с двух сторон.
— Можно подумать, ты не нагулялась, — сердито проворчал Вася, — вон, замёрзла даже.
В том случае, если первая часть реплики — законченное предложение, то точка ставится после слов автора. А дальше фраза начинается с заглавной буквы.
— Ничего я не замёрзла, — фыркнула Оля и лукаво улыбнулась. — Это я от страсти дрожу.
Это классическое оформление прямой речи в диалоге. Так нас, вас и всех учили в школе. Так писали диалоги классики.
Но сейчас эту простую и понятную схему поломали, и начались проблемы. Поломали, кстати, сами авторы.
Модерн
Особенность атрибуции в том, что в ней должен быть атрибутивный глагол, то есть глагол речевого действия: «сказал», «воскликнул», «проворчал», «крикнул», «прошипел», «буркнул» и т. д.
Глаголы речевого действия иногда можно заменять глаголами, выражающими эмоциональную реакцию: «удивился», «умилился», «обрадовался», «разозлился» и т. д.
Если ни первых, ни вторых глаголов в атрибуции нет, то слова автора атрибуцией не являются, это просто самостоятельное предложение. Раньше его выносили за пределы реплики и тоже никаких вопросов и проблем с оформлением не возникало. Проблемы возникли, когда это самостоятельное предложение стали оставлять внутри диалога, а то и разбивать им фразу персонажа. Например:
— Нет, у меня дел много. — Вася отвёл взгляд и поковырял носком ботинка асфальт.
Здесь в словах автора нет атрибутивного глагола. «Вася отвёл взгляд и поковырял носком ботинка асфальт» — это самостоятельное предложение, его можно просто вынести из диалога. А если вы это предложение в диалоге оставляете, то его всё равно надо оформлять как самостоятельное. То есть после слов персонажа ставится точка (другой знак конца предложения или многоточие), а авторские слова начинаются с заглавной буквы.
Так же и в том случае, если слова автора разрывают реплику.
— Дел у него много! — Оля гордо вскинула голову и отвернулась. — А я,что, не дело?
Но в словах автора может появиться глагол речевого действия, относящийся ко второй части фразы персонажа.
— Дел у него много! — Оля вскинула голову и капризно спросила: — А я,что, не дело?
В этом случае после слов автора перед второй частью реплики ставится двоеточие. И опять же оформляются такие слова автора как самостоятельное предложение. Его совершенно спокойно можно вынести за пределы реплики. С теми же самыми знаками.
— Дел у него много!
Оля вскинула голову и капризно спросила:
— А я,что, не дело?
Но так сейчас обычно не делают. Это кажется уже непривычным.
Итак, краткий итог. Если в словах автора есть глагол речевого действия, то перед ними ставит запятая, тире и слова автора — с маленькой буквы. Если такого глагола нет — то точка, тире и слова автора — с заглавной буквы. Что после точки вполне логично. Всё.
Внутренняя речь персонажа
Она оформляется так же за одним исключением. Внутренняя речь или мысли персонажа не требуют тире, а заключаются в кавычки — в начале слов персонажа и в их конце. А внутри кавычек прямая речь оформляется точно так же, как в диалоге.
«Надеюсь, получилось кратко и убедительно, — подумала я. — Но всё равно дойдёт не до всех».