Найти тему

Полилог — что это такое и как его написать

Тему диалогов в художественной литературе мы с вами обсуждали неоднократно. И если честно, в ней ещё есть о чём поговорить. Но в этой статье я расскажу о другой форме общения, которой уделяется меньше внимания в литературоведении, в нарратологии и даже в психологии. А зря.

В реальности такое общение встречается часто, а вот описать его сложнее, чем диалог, хотя и в нём подводных камней немало.

Что такое полилог

Думаю, приставка «поли» уже всё объяснила. Если монолог — это речь одного, диалог — общение двоих, то полилог — разговор нескольких людей. Обычно полилог возникает в ситуации обсуждения каких-то вопросов, обмена мнениями или общими воспоминаниями при встрече друзей или родственников.

Если мы обратимся к определению диалога в словарях, то выясним, что диалог — это общение двух или нескольких людей. В таком случае, что же такое полилог?

Его отличает от диалога равноправное и одинаково активное участие всех беседующих. В диалоге же (даже если в нём участвуют более двух субъектов) общение происходит между двумя участниками. Когда подключается третий, просто меняется диспозиция. Вот пример:

«— Олег, ты пойдёшь сегодня в тренажёрку?
— Не знаю, я ещё не решил, — ответил друг.
— Никуда он не пойдёт! — вмешалась мать Олега.
— Почему ты за меня решаешь, мама? Захочу и пойду».

Это диалог, в нём обмен репликами происходит между двумя участниками, несмотря на то, что общаются трое. А в полилоге каждый собеседник говорит со всеми, и реплики адресованы ко всем участникам.

«— Я думаю, надо идти завтра с утра, — решительно сказал Олег.
— Почему с утра? Почему с утра?! Зачем откладывать, пойдёмте прямо сейчас, — возбуждённо затараторил Игорь.
— Темно уже, — нерешительно протянул Стас. — Чего мы там по темноте шарахаться будем?
— Вот и я говорю — с утра лучше, — поставил точку в разговоре Олег».

Как видите, здесь нет разбивки на пары, идёт общий разговор. Иногда полилог называют просто усложнённой версией диалога. Но на мой взгляд, у него столько особенностей, что он имеет право называться самостоятельной формой общения.

"Охотники на привале" В. Г. Перов.
"Охотники на привале" В. Г. Перов.

Что надо знать, чтобы написать полилог

Если диалог ещё может быть «ни о чём», просто обмен репликами о погоде, то полилог всегда тесно связан с ситуацией, с проблемой, которую хотят обсудить участники. Даже если речь идёт просто о посиделках друзей, то полилог возникает только тогда, когда появляется общая тема для разговора.

Это необходимо учитывать при написании полилога в первую очередь. Если сюжет или сцена не предполагают такой общей темы, то полилог не нужен. Хотя в литературе подобные ситуации встречаются нередко, а написать полилог сложнее, чем диалог, в силу ряда его особенностей.

Наличие общей темы (на что уже указывалось), которая, как правило, задаётся инициатором обсуждения. Он же может выступать и в роли координатора, не допускающего тематические скачки, то есть смены темы разговора. В реальности это случается часто, так как полилог отличается спонтанностью и стихийностью. Поэтому смена темы может возникать непроизвольно или потому, что одному из участников разговора заданная тема по какой-то причине не нравится. Это естественное развитие полилога можно отразить и в художественном тексте. Но в этом случае спонтанная смена темы в разговоре должна играть на руку автору, выполнять конкретные задачи повествования, например, продемонстрировать характер персонажа, или передать читателям важную для них информацию.

Художник Фриц Вагнер (1895-1962)
Художник Фриц Вагнер (1895-1962)

Активность всех участников полилога. В обмен репликами должны быть вовлечены все собеседники, хотя некоторые могут участвовать невербально, демонстрируя своё отношение к разговору или к высказываниям других собеседников с помощью жестов, выражения лица, каких-то междометий и т. д. Вот пример продолжения полилога, начатого выше:

«— И правда, зачем куда-то идти ночью? — поддержала Стаса Оля.
Игорь презрительно фыркнул и отвернулся. Он никогда не понимал этих двоих, что боялись даже собственной тени».

В диалоге атрибуция не всегда обязательна, особенно если он недлинный. Всё равно понятно, кто это говорит. А в полилоге слова автора, указывающие на говорящего, должны быть всегда. И это именно атрибуция, а не какое-то «левое» замечание автора, типа такого:

«— Давайте всё же дождёмся рассвета. — Над головами друзей с шелестом что-то пролетело».

В полилоге взаимодействие между участниками более сложное. Его характер зависит и от отношений между персонажами, и от их психологических особенностей, и от целей каждого участника в этом разговоре. На обсуждение влияет, например, кто кого поддерживает, кто, наоборот, постоянно спорит больше по привычке, в силу характера, а не из-за несогласия и т. д.

«Викторианская Англия». Художник Джеймс Тиссо.
«Викторианская Англия». Художник Джеймс Тиссо.

Как уже отмечалось, для полилога характерны спонтанные тематические скачки. Это нормально, естественно. Люди мыслят ассоциативно, под влияние кем-то сказанного слова у них могут возникнуть свои идеи, которыми они спешат поделиться с окружающими, даже если это идеи не в тему. При описании полилога такое спонтанное поведение людей надо учитывать и использовать с пользой для сюжета. А вот обсуждение, когда все участники строго придерживаются заданной темы, выглядит неестественно.

Для чего нужен полилог

Понятно, в первую очередь эта форма общения персонажей связана с задачами сюжета. И если автор решил, что в его произведении действует команда героев, то без полилогов обойтись трудно. И автор вынужден организовывать не только командную деятельность, но и общение, обсуждение общих вопросов у походного костра, за офисным столом или в кают-компании звездолёта.

"У костра" Художник Энди Томас.
"У костра" Художник Энди Томас.

Но полилог может быть полезен и сам по себе.

  • Он оживляет повествование, помогает разрядить обстановку, неплохо подходит для введения в разговор персонажей, создающих комический эффект.
  • Полилог может заполнить паузу в повествовании, например, во время ночёвки у костра, за вечерним чаем, в купе поезда. А то едут герои и едут, а тут важные вещи обговорить можно, что-то вспомнить, что не вошло в сюжет, познакомить читателя с новым персонажем, перемыть косточки главному герою или антагонисту, заодно и читателю рассказать о каких-то их особенностях, деталях биографии и т. д.
  • В процессе обсуждения очень удобно ненавязчиво подать важную информацию, расставить крючочки на будущее, сделать намёки, которые заметит внимательный читатель. Ведь именно в групповой беседе человек нередко утрачивает контроль и может проговориться о чём-то важном. Даже если читатель не заметит намёка, то вспомнит о нём потом, когда подойдёт время.

Следовательно, несмотря на сложность, полилог — штука полезная. И писатели его охотно используют. Например, мастером строить интересные полилоги был Л. Толстой. Примеры можно найти в романе «Анна Каренина». Но Лев Николаевич не любил писать коротко, поэтому у меня нет возможности привести здесь пример его полилогов. Зато у вас появится повод перечитать «Анну Каренину».