Тему диалогов в художественной литературе мы с вами обсуждали неоднократно. И если честно, в ней ещё есть о чём поговорить. Но в этой статье я расскажу о другой форме общения, которой уделяется меньше внимания в литературоведении, в нарратологии и даже в психологии. А зря.
В реальности такое общение встречается часто, а вот описать его сложнее, чем диалог, хотя и в нём подводных камней немало.
Что такое полилог
Думаю, приставка «поли» уже всё объяснила. Если монолог — это речь одного, диалог — общение двоих, то полилог — разговор нескольких людей. Обычно полилог возникает в ситуации обсуждения каких-то вопросов, обмена мнениями или общими воспоминаниями при встрече друзей или родственников.
Если мы обратимся к определению диалога в словарях, то выясним, что диалог — это общение двух или нескольких людей. В таком случае, что же такое полилог?
Его отличает от диалога равноправное и одинаково активное участие всех беседующих. В диалоге же (даже если в нём участвуют более двух субъектов) общение происходит между двумя участниками. Когда подключается третий, просто меняется диспозиция. Вот пример:
«— Олег, ты пойдёшь сегодня в тренажёрку?
— Не знаю, я ещё не решил, — ответил друг.
— Никуда он не пойдёт! — вмешалась мать Олега.
— Почему ты за меня решаешь, мама? Захочу и пойду».
Это диалог, в нём обмен репликами происходит между двумя участниками, несмотря на то, что общаются трое. А в полилоге каждый собеседник говорит со всеми, и реплики адресованы ко всем участникам.
«— Я думаю, надо идти завтра с утра, — решительно сказал Олег.
— Почему с утра? Почему с утра?! Зачем откладывать, пойдёмте прямо сейчас, — возбуждённо затараторил Игорь.
— Темно уже, — нерешительно протянул Стас. — Чего мы там по темноте шарахаться будем?
— Вот и я говорю — с утра лучше, — поставил точку в разговоре Олег».
Как видите, здесь нет разбивки на пары, идёт общий разговор. Иногда полилог называют просто усложнённой версией диалога. Но на мой взгляд, у него столько особенностей, что он имеет право называться самостоятельной формой общения.
Что надо знать, чтобы написать полилог
Если диалог ещё может быть «ни о чём», просто обмен репликами о погоде, то полилог всегда тесно связан с ситуацией, с проблемой, которую хотят обсудить участники. Даже если речь идёт просто о посиделках друзей, то полилог возникает только тогда, когда появляется общая тема для разговора.
Это необходимо учитывать при написании полилога в первую очередь. Если сюжет или сцена не предполагают такой общей темы, то полилог не нужен. Хотя в литературе подобные ситуации встречаются нередко, а написать полилог сложнее, чем диалог, в силу ряда его особенностей.
Наличие общей темы (на что уже указывалось), которая, как правило, задаётся инициатором обсуждения. Он же может выступать и в роли координатора, не допускающего тематические скачки, то есть смены темы разговора. В реальности это случается часто, так как полилог отличается спонтанностью и стихийностью. Поэтому смена темы может возникать непроизвольно или потому, что одному из участников разговора заданная тема по какой-то причине не нравится. Это естественное развитие полилога можно отразить и в художественном тексте. Но в этом случае спонтанная смена темы в разговоре должна играть на руку автору, выполнять конкретные задачи повествования, например, продемонстрировать характер персонажа, или передать читателям важную для них информацию.
Активность всех участников полилога. В обмен репликами должны быть вовлечены все собеседники, хотя некоторые могут участвовать невербально, демонстрируя своё отношение к разговору или к высказываниям других собеседников с помощью жестов, выражения лица, каких-то междометий и т. д. Вот пример продолжения полилога, начатого выше:
«— И правда, зачем куда-то идти ночью? — поддержала Стаса Оля.
Игорь презрительно фыркнул и отвернулся. Он никогда не понимал этих двоих, что боялись даже собственной тени».
В диалоге атрибуция не всегда обязательна, особенно если он недлинный. Всё равно понятно, кто это говорит. А в полилоге слова автора, указывающие на говорящего, должны быть всегда. И это именно атрибуция, а не какое-то «левое» замечание автора, типа такого:
«— Давайте всё же дождёмся рассвета. — Над головами друзей с шелестом что-то пролетело».
В полилоге взаимодействие между участниками более сложное. Его характер зависит и от отношений между персонажами, и от их психологических особенностей, и от целей каждого участника в этом разговоре. На обсуждение влияет, например, кто кого поддерживает, кто, наоборот, постоянно спорит больше по привычке, в силу характера, а не из-за несогласия и т. д.
Как уже отмечалось, для полилога характерны спонтанные тематические скачки. Это нормально, естественно. Люди мыслят ассоциативно, под влияние кем-то сказанного слова у них могут возникнуть свои идеи, которыми они спешат поделиться с окружающими, даже если это идеи не в тему. При описании полилога такое спонтанное поведение людей надо учитывать и использовать с пользой для сюжета. А вот обсуждение, когда все участники строго придерживаются заданной темы, выглядит неестественно.
Для чего нужен полилог
Понятно, в первую очередь эта форма общения персонажей связана с задачами сюжета. И если автор решил, что в его произведении действует команда героев, то без полилогов обойтись трудно. И автор вынужден организовывать не только командную деятельность, но и общение, обсуждение общих вопросов у походного костра, за офисным столом или в кают-компании звездолёта.
Но полилог может быть полезен и сам по себе.
- Он оживляет повествование, помогает разрядить обстановку, неплохо подходит для введения в разговор персонажей, создающих комический эффект.
- Полилог может заполнить паузу в повествовании, например, во время ночёвки у костра, за вечерним чаем, в купе поезда. А то едут герои и едут, а тут важные вещи обговорить можно, что-то вспомнить, что не вошло в сюжет, познакомить читателя с новым персонажем, перемыть косточки главному герою или антагонисту, заодно и читателю рассказать о каких-то их особенностях, деталях биографии и т. д.
- В процессе обсуждения очень удобно ненавязчиво подать важную информацию, расставить крючочки на будущее, сделать намёки, которые заметит внимательный читатель. Ведь именно в групповой беседе человек нередко утрачивает контроль и может проговориться о чём-то важном. Даже если читатель не заметит намёка, то вспомнит о нём потом, когда подойдёт время.
Следовательно, несмотря на сложность, полилог — штука полезная. И писатели его охотно используют. Например, мастером строить интересные полилоги был Л. Толстой. Примеры можно найти в романе «Анна Каренина». Но Лев Николаевич не любил писать коротко, поэтому у меня нет возможности привести здесь пример его полилогов. Зато у вас появится повод перечитать «Анну Каренину».