Самарский второй гильдии купец Иван Васильев торговал мебелью и зеркалами с начала 1880-х. Поскольку промышленный и экономический бум в губернии породил массовое строительство шикарных особняков, требовавших подобающей обстановки – товар был востребован.
По запросам клиентов мебель подбиралась в соответствии со стилистикой дома . Для интерьеров, решенных в неоклассицизме, купец поставлял из Петербурга гарнитуры с фабрики Гамбса, для ценителей «русского стиля» - резную мебель из Сергиева Посада, предприятий в Абрамцево и смоленском Талашково.
В последнее десятилетие 19-го века в меблировку особняков проник стиль модерн - с обтекаемыми контурами, асимметричными формами, резьбой со стилизованными растительными мотивами и мозаикой из цветного стекла.
Популярной новинкой стало бюро со складным креслом, выдвигавшимся под музыку, исполняемую механическим органом.
Проживал Ивана Васильев с семьей в нарядном и живописном – под стать своему товару - собственном доме на Соборной (с нынешним адресом Молодогвардейская, 119), выстроенном в неорусской стилистике сказочного терема со стрельчатыми арками, чешуйчатыми шатрами и виртуозными кирпичными узорами.
В 1896-м году приобрел еще одно усадебное место – на улице Дворянской - по соседству с Федором Матвеевичем Малышевым, на дочери которого Елизавете был женат. Не теряя времени оформил разрешение на новое строительство и в течение года возвел примыкающий к дому тестя двухэтажный особняк, отчасти напоминающий «терем» на Соборной.
Выходивший на Дворянскую главный фасад имел асимметричную семиосевую композицию. В первом этаже раскрывался дверной проем парадного входа в жилые помещения, высокие прямоугольные окна-витрины и обрамленная широкими рустованными пилястрами проездная арка во двор с полуциркульным завершением, наличником с замковым камнем.
Фланкирующие парадный вход пилястры декорированы кокошниками, раскрепованный цоколь отделен карнизом с большим выносом. Над обрамленными наличниками окнами-витринами размещены прямоугольные ниши в рамах для размещения названий магазинов, проем входа в торговые залы выделен рустованными пилястрами и «свешивающимися» на них широкими плоскими лопатками. Разделяет этажи карнизный пояс с тягами и сухариками.
Высокие часто расположенные полуциркульные окна второго этажа обрамлены зубчатыми наличниками, опирающимися на трапециевидные пилястры с нишами-ширинками. Базы пилястр и подоконные пояса так же заполнены квадратными нишами-ширинками, над арками окон размещены замковые камни, чередующиеся с круглыми розетками. Над парадным входом во втором этаже вывешен прямоугольный балкон с ажурным кованым ограждением, балконный проем и крайние фасадные оси выделены пилястрами с нишами и лепными кольцами в середине.
Фриз отделен раскрепованным карнизом и украшен прямоугольными нишами, венчающий карниз с сухариками поддержан кронштейном с акантовым орнаментом и волютами. Боковые части здания венчают прямые аттики, фланкированные парапетными столбиками. Центральный аттик имеет фигурное очертание, декорирован двумя ярусами кокошников, нишами-ширинками и узким арочным проемом.
Первый этаж особняка заняли хозяйские магазины – мебельный и зеркальный, во второй заселился сам владелец с семьей. Через год во дворе появилось еще одно двухэтажное здание – но не для сдачи в аренду, как большинство домов на Дворянской, а для размещения собственного мебельного производства. Конкурировать с Гамбсом или предприятием Абрамцева Иван Васильев, конечно, не собирался - в его мастерской рабочие занимались ремонтом и обновлением мебели горожан, а так же по «столичным» образцам изготавливали недорогую мебель для широких народных масс.
После революции вся недвижимость Васильевых была национализирована. Поскольку в тяжелые годы гражданской войны и послевоенной разрухи мебель никого не интересовала, мастерские закрылись, все помещения усадьбы, включая торговые, передали под жилье.
Во времена НЭПа в бывшем зеркальном магазине поселили семью купца Эпштейна. Прежняя владелица особняка Елизавета Федоровна Васильева вместе с дочерью поселилась в доме во дворе – в бывших комнатах рабочих над мастерскими, где проживала до своей кончины в 1952-м году.
Сделанные в мастерской Ивана Васильева дубовые буфеты и зеркала в резных рамах до сих пор стоят в некоторых домах и квартирах Самары.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете