Найти в Дзене

Секреты диалога. «Грабли» информации и проблемы

Оглавление

Может ли быть диалог без конфликта? Может.
Я выделяю четыре вида обычного (драматизированного) диалога:
1) информационный,
2) проблемный,
3) конфликтный открытый,
4) конфликтный скрытый,
И смешанный, поскольку часто соединяется все.

I. Информационный диалог

-2

Информационный диалог – это сообщение какой-либо информации или обмен ею между персонажами.

Распахнулась дверца.
– Куда? – спросил Сигизмунда немолодой мужчина. Его квадратное рубленое лицо было исчеркано морщинами.
– В центр, до Гостиного. За десятку. Больше все равно нет.
– Садись, – буркнул тот.
Сигизмунд плюхнулся, привычно поискал ремень.
– Да тут не нужно, – пояснил водила. – Врежемся – один хрен насквозь таранить будем. – Он жахнул кулаком по дверце. – Железо. Захлопывай, захлопывай! – взревел он внезапно. И, перегнувшись через Сигизмунда, свирепо хлопнул дверцей
. («Анахрон», Виктор Беньковский, Елена Хаецкая)

🔴 ПРАВИЛО:

В информационном диалоге недопустимо, чтобы персонажи передавали информацию для читателя. То есть участникам диалога информация известна.

⚫ К сожалению, многие начинающие писатели допускают эту ошибку.

– Командир, наш космический корабль падает!
– Не дрейфь, сынок! У нас же есть суперавтопилот! Видишь, он выровнял траекторию, и мы уже не падаем, а плавно спускаемся на планету!
– Да, командир. Искин справился. Но рубка наполняется дымом. Пахнет кофе.
– Я включил кофеварку, а проводка перегорела. Ничего страшного, сынок. Иди сюда, попьем кофейку. Времени до посадки предостаточно.
– Точнее, тридцать минут, так показывают приборы, командир!

Похоже на диалог пациентов в психушке, правда?

⚫ Еще одна ошибка информационного диалога. Некоторые писатели спохватываются, что не сообщили о чем-то ранее, и пишут диалог в виде «обоюдных» воспоминаний. Снова использую для примера историю Саши и Маши.

– Маша, ты помнишь, как мы сидели в кафе, ты мне жаловалась на начальника.
– Да, я тогда задержалась на работе и опоздала на встречу с тобой.
– И тогда я протянул тебе бархатную коробочку с колечком. Помнишь?
– Конечно! Я тогда растерялась и сказала, что подумаю о твоем предложении.

Утрирую, конечно, но это тоже выглядит ужасно.
⚫ И уж совсем книжные диалоги некрасивы, если построены словно для «мыльных» сериалов, когда
информация сообщается в диалогах второстепенных персонажей:

– Мария, а ты слышала, что наша хозяйка снова принимала у себя того хлыща с банка? – сказал садовник Хосе, отодвинув тарелку.
Кухарка усмехнулась:
– Сама видела намедни. То-то будет шуму, когда хозяин вернется!

В сериалах таким образом напоминают о том, что было в прошлой серии, а в книге множатся персонажи и создают смысловые повторы.

II. Проблемный диалог

-3

Проблемный диалог – это разговор, вызванный обострением какой-либо проблемы.
🔴 ПРАВИЛО:

Если в информационном диалоге, как правило, участники равны, то в проблемном отношения сложнее. Важно, кто является носителем проблемы, важны цели участников.

Отсюда выделю четыре подвида проблемного диалога:

1️⃣ Проблема у героя
2️⃣ Проблема у персонажа (второго участника диалога)

В этих случаях носитель проблемы озвучивает ее полностью или частично. Его цель – развеять свои сомнения, получить поддержку, помощь, рекомендацию, совет, если хотите – своеобразный «пинок», который заставит действовать. Второй участник диалога, соответственно, выказывает посильное участие, сопереживает, сочувствует, способствует решению проблемы тем или иным образом и согласно своей роли в произведении (прикинуться другом может и враг).

Эльзе стало его жалко. Она ласково коснулась его руки и тихо сказала:
– Никто вас не подвергал пыткам, вы сами мучаете себя. И для чего? Ведь поймите, Отто, что в наших отношениях ничего не изменилось, и я не понимаю, о какой стене вы говорите.
– Как ничего не изменилось? А миллионы, миллиарды Карла Готлиба! Вы одна из самых богатых женщин в стране, а я... У меня своя, мужская гордость. Я беден и не хочу, чтобы про меня говорили, что я женился на деньгах. Деньги! Разве это не стена?
– Да кто вас убедил в том, что эта стена из мешков с золотом будет стоять между нами? Никакой стены нет и не будет!
Отто Зауер смотрел на Эльзу, еще не понимая, но уже чувствуя облегчение.
– Что вы хотите сказать, Эльза?
– Да то, что совсем не надо быть юрисконсультом Отто Зауером, не спать ночей, доводить себя до помешательства, чтобы понять всю неловкость получения этого наследства. Я и не думаю принимать дара Карла Готлиба. Я откажусь от прав на наследство, вот и все.
(«Властелин мира», Александр Беляев)

🔴 ПРАВИЛО:

Герою (или персонажу) незачем обсуждать свою проблему, если он знает, как ее решить.

3️⃣ Проблема общая на двоих

В третьем случае, когда одна и та же проблема у обоих участников, она может не озвучиваться в диалоге (ее показывает событие «до»), диалог напоминает «мозговой штурм» – поиск решения, ведущий к согласованным действиям (событию «после»).
Речь не идет о правильности или неправильности решений и действий, скорее, об осмыслении проблемы, ее принятия и понимания необходимости решений и действий.

– Вот что, – сказал он, прерывая на середине очередную струю Ганкисовой чепухи. – Смотри-ка, что я нечаянно прихватил с собой с ихнего берега. Так ты уж сделай доброе дело, сбегай туда. Отдай эту побрякушку Другому и проследи, чтобы он убрал ее куда следует.
Ганкис воззрился на него в немом изумлении.
– Нет времени, господин мой! – выдохнул он наконец. – Уж лучше ты, господин капитан, прямо здесь ее положи! И скорее бежим на корабль, пока он на скалы не сел или пока ребята с горя без нас не отчалили! Теперь, может, месяц не случится такого прилива, чтобы в Обманную бухту спокойно входить-выходить! А ночи на этом проклятом острове ни одному человеку не пережить!..
(«Волшебный корабль», Робин Хобб)

🔴ПРАВИЛО:

Задача писателя (вернее, акцент в таком диалоге) – раскрыть характеры, эмоции, силы, возможности и способности обоих участников, выделив героя.

4️⃣ Проблема у кого-то третьего (друга, группы, общества, планеты и т.д.)
Для четвертого случая характерно все, о чем я сказал выше. Однако дело в глобальности, масштабности проблемы, которую обсуждают двое (или полилог). Здесь важны время (прошлое, настоящее и будущее проблемы), место (степень опасности / безопасности), поиск решения, если его нет, или поиск ресурсов (единомышленников, сил, финансов и прочего) для исполнения решения.

Поскольку корабль прибыл с Орида, ближайшей к голубокожей опасности планете, то Министерство Здравоохранения известило об этом главу правительства.
– Это голубокожие, – сказал этот хитрец твердо. – Они ведь по соседству с Оридом. Кто же еще мог сделать это?! Для меня будет большим сюрпризом, если голубокожие еще не заразили своей чумой Орид и этот корабль примчался сюда, чтобы предупредить нас.
– Но у вас нет ни одного очевидного факта подтверждающего это, – запротестовал Кэлхаун. – Просто корабль появился после временного скачка и пока еще вышел на связь. И это все!
– Посмотрим, – ответил глава правительства угрожающе. – Поехали на космодром. Там мы будем видеть все новости по мере их поступления и сможем мгновенно реагировать на всю поступающую информацию.
(«Запретный мир», Мюррей Лейнстер)

🔴 ПРАВИЛО:

Задача писателя – дать оценку проблемы, выбора возможного решения, показать степень участия каждого в диалоге или полилоге.

В проблемном диалоге сама проблема может быть скрыта по каким-то причинам героя или персонажа (стыд, нежелание кого-то вмешивать, желание справиться самому и т.д.). Разговор ведется «вокруг да около», понятное дело, что важно «вытащить» проблему на свет божий.

⚫ Но! Сопротивление одного из участников диалога по принципу «я тебе ничего не скажу» (характерное для сериалов) – нелепость, ошибка для книжной истории. Писатель совершает ее, как раз насмотревшись «мыла». Такой принцип – простейший киношный ход к будущему конфликту. А в книге подобный диалог не нужен, он не имеет смысла.

Куда как интереснее показать конфликтный диалог. А что это такое и по каким правилам организуется, поговорим далее.

Продолжение следует

Все статьи в подборке "О языке"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература