Страданья о стеклянном башмачке.
Я не ошиблась. При переводе на русский язык башмачок оказался-вуаля!-стеклянным (verre). Хотя на самом деле он мог быть украшенный беличьим мехом(vair) или зеленого цвета(vert).
Склоняюсь, к меховому варианту: бедняжка Золушка, сосланная на кухню, наверняка носила деревянные сабо(клоги), как и остальная прислуга. А ведь она была дворянского происхождения, сабо натирали ей ноги. Крёстная расстаралась и подарила меховые башмачки. В поддержку этой теории ещё один факт: мех очень ценился. Причем было специальное предписание, какой мех можно носить купцам, дворянам. К примеру, только короли, герцоги и члены королевской фамилии имели право носить мех горностая), так что украшенные мехом башмачки это было очень даже.
К примеру, вечно мерзнущая Франсуаза д'Обинье, мадам де Ментенон, морганатическая супруга ЛюдовикаXIV, имела в своем распоряжении такие утепленные мехом башмачки.
Сюжет об угнетаемой мачехой сироте- блуждающий, известный ещё в Древнем Египте, Китае, Японии. В русской сказке обошлось без потерь обуви и с каннибализмом(я имею ввиду "Алёнушку и братца Иванушку", и не говорите мне, что съесть козлёнка не каннибализм- он же был закалдованный мальчишка!)
Теперь о самой форме башмачка. Так как сказка была пересказана Джамбаттиста Базиле в сборнике сказок в начале XVII века, можно предположить, что башмачок был сшит из кожи, из ткани платья или парчи. Богато украшен вышивкой, возможно расшит бусинами. В то время еще не вошло в обиход раскрой выкроек отдельно на правую и левую ногу, в процессе использования, башмак стаптывался по ноге. Еще момент: вероятнее всего, башмачок был без каблука.
Есть версия, что Золушка потеряла...галошу! Галоши того времени назывались цокколе, пьянеллы или чоппины, они были довольно высокие, в некоторых случаях платформа достигали 50 см.
При такой высоте платформы женщина не могла обойтись без правожатых. В этой роли выступали слуги или родные мужского пола.
Для чего нужна была такая высота обуви? Дело в том, что улицы средневековых городов были весьма запущены: все нечистоты выливались из окон прямо на улицу. Улочки были узкие, поэтому даже в хорошую погоду грязь не высыхала. Цокколи позволяли пройти по улице не испачкав платья. Они не имели задника, надевались прямо на повседневную обувь. Потерять галошу, конечно не столь романтично, чем башмачок с ноги, но принц мог быть настолько очарован объектом обожания, что любой потерянный предмет был на вес золота).
Кстати, о принце. Возможно, он выглядел как на портрете Фердинанда II
или как Фердинанд Арагонский.
Саму же золушку по версии Джамбаттисты Базиле, написавшем сказку до Шарля Перро, звали Лукреция.
P.S. Но, возможно, башмачки были все-таки из стекла: так Шарль Перро подчеркивал волшебные свойства этой обуви, не имеющей возможности растягиваться под чужую ногу.