Есть в архитектуре сооружения, лишенные утилитарности, весь смысл которых состоит в выражении торжества победы. Это - триумфальные сооружения: колонны, обелиски, арки.
В 1814 году в Петербурге для торжественной встречи императора Александра I и победоносного Гвардейского корпуса, возвращавшегося из заграничного похода, у Нарвской заставы были построены триумфальные ворота. Автором проекта был Джакомо Кваренги.
Арку строили на скорую руку, из недолговечных материалов. Через десять лет ворота обветшали и встал вопрос об их восстановлении. Решено было перенести арку несколько ближе к Обводному каналу. Работы поручили архитектору Василию Петровичу Стасову,одному из основоположников русского ампира. Опытному мастеру архитектуры предстояло опираться на проект другого зодчего. Стасов, сохранив в целом композицию сооружения, увеличил ширину ворот и полностью переделал декор. В 1827 году, в годовщину Бородинского сражения, состоялась торжественная закладка ворот.
При выборе материала для сооружения рассматривалось два варианта. Первый из них предполагал использование отечественного мрамора, оставшегося от старого Исаакиевского собора. Император Николай склонялся к использованию чугуна, но Стасов настоял на возведении ворот из кирпича с медной облицовкой. Архитектор аргументировал свое предложение тем, что медь помимо прочности и долговечности обладает к тому же особыми декоративными свойствами - со временем она покрывается благородной патиной.
Разнообразный декор ворот включал скульптуры русских витязей, колесницу, запряженную шестеркой коней и управляемую крылатой богиней Победы, фигуры гениев победы, летящих Слав, арматуры, венки и прочее. Авторами декора были ведущие скульпторы того времени: Петр Клодт,Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский.
К сожалению ,вопреки прогнозам Стасова медь не выдержала испытание временем, к тому же при ремонте ворот использовали дешевое железо, из- за этого коррозия меди только усилилась. Во второй половине ХХ века была проведена сложная научная реставрация памятника, которая остановила процесс его разрушения.
В отличие от Нарвских ворот Триумфальные Московские ворота возведены Стасовым полностью по собственному проекту. Они стали памятником победоносному окончанию Русско-турецкой войны 1828-1829 годов и польских событий 1830-1831 годов. Начиная работу в 1833 году, Стасов представил два проекта, различающихся размерами. Выбор пал на больший размер. Для проверки правильности принятого решения зимой того же года была построена деревянная модель ворот в натуральную величину. Император ее одобрил.
Колоннада ворот, образуется поставленными в два ряда 12 колоннами. Средний пролет здесь шире боковых. Во фризе помещены 24 фигуры крылатых гениев, несущих щиты с гербами российских губерний. Каждая из колонн высотой 15 метров и собрана из десяти полых чугунных блоков. Архитектурный декор изготовлены из медных листов. Скульптура Московских ворот стала последней работой скульптора Бориса Орловского (самой известной его работой является скульптура ангела на Александрийском столпе). Он умер во время работы над моделью скульптурной группы Александра Невского, по настоянию царя предназначенной для установки на аттике. Неоконченная скульптура, которой не было в проекте Стасова и против которой архитектор возражал, так и не заняла определенного ей места.
Ворота были центральной частью комплекса сооружений Московской заставы, запроектированной Ста-совым. По сторонам от ворот были сооружены здания крепостного вида, соединенные с воротами железными оградами.
Торжественное открытие ворот состоялось в октябре 1838 года. Спустя столетие в связи с реконструкцией проспекта ворота с крепостным комплексом убрали,т.к. предполагалось собрать их в районном парке культуры. Но началась война. В дни блокады чугунные цилиндры колонн служили противотанковыми заграждениями на подступах к городу. В 1961 году воссозданные Московские ворота (без боковых строений) вернулись на прежнее место.
«Стасов» серия «Великие архитекторы» том 36, издательство «Комсомольская правда» «Директ-Медиа», Москва, 2016 год.