Опубликовано исследование ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ» «Оценка грамотности населения в вопросах здоровья, включая навигационную грамотность» (под навигационной грамотности в вопросах здоровья понимаются навыки, позволяющие находить и использовать информацию для ориентирования в системе здравоохранения).
Некоторые выводы
1. Средний уровень общей грамотности в вопросах здоровья в России составляет 72,7 балла из 100 возможных. Полученный результат является достаточно хорошим в сравнении с другими странами, проводившими аналогичные исследования.
2. При этом у 20,4% россиян отмечен отличный (самый высокий) уровень грамотности в вопросах здоровья, что намного выше, чем, например, в Германии (7,3%), Болгарии (11,3%) и США (12,0%).
Предлагаемые ЦНИИОИЗ мероприятия для медицинских работников
Стандартный набор правил, которым следует придерживаться при общении с пациентами:
1) к пациентам необходимо относиться как к равному участнику лечебно-диагностического процесса. Задача врача заключается в том, чтобы помочь пациенту, а не самоутвердиться за его счет.
2) с пациентами следует говорить на понятном для них языке.
3) медицинские работники должны помогать пациенту разобраться в том, как и какие рекомендации следует соблюдать, а также разъяснять дальнейшие действия в части лечения. Нужно убедиться в том, что достигнуто взаимопонимание.
4) с целью создания цельного представления о заболевании, его возможных осложнениях и особенностях лечения, а также взаимодействия с системой здравоохранения, необходимо описывать и пояснять пациенту все детали обсуждаемого вопроса, давать общую информацию, которая позволит пациенту более точно ориентироваться в разговоре. Для этого необходимо использовать конкретные примеры и сравнения.
5) следует разговаривать с пациентами короткими, запоминающимися предложениями. Темп речи должен быть умеренным, чтобы пациент был способен воспринимать с первого раза то, что ему говорят, и задать интересующие его вопросы.
6) необходимо поддерживать доброжелательную атмосферу при общении с пациентами и помнить о том, что пациент находится в уязвимом положении, в связи с чем, может быть психологически неустойчивым, поэтому медицинским работникам следует нивелировать возможные всплески эмоций и негатива, пытаясь поддерживать позитив в общении.
7) важно давать возможность пациентам задавать вопросы и убедиться, что пациент выяснил и понял все необходимое.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
1. Радует, что у россиян хороший уровень грамотности в вопросах охраны здоровья по сравнению с населением Западной Европы и США. Правда, есть нюанс: наличие знаний не гарантирует, что будет их реальное применение для собственного здоровья. Применение требует действий и … определенных усилий, не так ли?
2. Стандартный набор правил для общения с пациентами в целом известен. По сути, вытекает из действующего законодательства, но и здесь имеется свой нюанс: как соотносятся пункты 3,4,5,7 правил с возможностью их реального исполнения с точки зрения нормативов длительности амбулаторного приема врачей-специалистов БУЗов примерно в 15 минут.
ЦНИИОИЗ проводил полевое исследование выполнимости своих рекомендаций?
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Обсудить проблемы на работе с медицинским юристом Алексеем Пановым. Получить консультацию, для этого оформить заявку.
Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх». Можно сохранить публикацию, нажав три точки справа сверху над статьей.
Пишите комментарии. Рекомендуйте коллегам!
Лист ожидания – средство повышения доступности медицинской помощи?