Найти в Дзене
Лё мужик де фантастик

«Ксеноцид» Карда. Один сплошной рояль в кустах

На сей раз мимо. Но я всё равно дочитаю всю серию.
На сей раз мимо. Но я всё равно дочитаю всю серию.

«Ксеноцид» - первая книга истории Эндера Виггина, не обласканная премиями и вниманием. Если «Игра Эндера» и «Голос тех, кого нет» установили просто нереально высокую планку, взяв и «Небьюлу», и «Хьюго» сперва в 1986-м, а потом в 1987-м годах. Это я не считаю премий калибром поменьше, вроде тех же «Локусов», например. А в 1991-м свет увидел «Ксеноцид»…

Так вот, вполне естественно, что после таких триумфов, от третьей части саги ждали если не повторения успеха, то уж точно не провала. «Ксеноцид» провалом назвать ни в коем случае нельзя. Он вышел ни плохим, ни хорошим. Он вышел никаким. И в этом его главная проблема.

То есть, беря в руки достаточно толстый, на шесть с половиной сотен страниц, том, ты ждешь наполненность событий, красоту слога, интриги, баталии и противостояния, а получаешь философские рассуждения и… еще философские рассуждения.

К слову, Орсон Скотт Кард – человек очень набожный, а тут… Думаю, в средние века его бы совершенно точно сожгли на костре. Одни размышления о Большом Взрыве чего стоят.

При этом, вся подача романа буквально пронизана проповедями и наставлениями на путь истинный, как его понимают герои. А если учесть, какие изломанные это герои – если читали «Голос тех, кого нет», вы вполне понимаете, – то и восприятие религии у них весьма странное.

Картинки с планеты Дао вообще кажутся прилепленным невесть зачем лоскутом. Нет, читать о так называемых богослышащих вполне себе интересно – почти всегда даже интереснее, чем основное действо, – но вот отношение к сюжету все это имеет самое опосредованное.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Сложилось впечатление, что автор мечется между сагой о спасении трех рас, спасении мира в целом и семейным конфликтом, который он тщательно прожевывал всю предыдущую книгу. В итоге, местами читатель только настраивается сопереживать бедняжкам-инопланетянам и обдумывать, как же можно спасти искусственный интеллект, а ему в глаза уже льют сопли с сахаром в виде жалости к себе того или другого члена семьи Эндера.

Однако более всего разочаровывает концовка. Это просто огромный галактических размеров рояль в кустах, когда получается и овец уберечь, и волков накормить. И даже возвращение к жизни Питера не кажется трагедией. К слову, Питер не вызывает трепета и вообще не производит впечатления того тирана, который представал в первой книге саги. Здесь это какой-то жалкий саркастичный паяц. Конечно, на фоне печального Пьеро-Эндера он свеж и бодр, но всё же выглядит достаточно жалко, как бы Кард ни пытался наградить его теми или иными качествами.

Само спасение всех и вся в финале – настолько дикий фокус, что кажется просто чужеродным. Если выкинуть пустословие, роман похудел бы вполовину. Но это был бы уже совсем не Кард.

Эпилог со странствием Питера, где он предстает чуть ли не благородным героем с туманным прошлым, уходящим в закат, что твои неуловимые мстители, и последующая история двух богослышащих – отца и дочери – подан действительно красиво и очень романтично.

Как итог, могу сказать, что «Ксеноцид» мне скорее понравился, чем разочаровал, но звезд с неба не хватает и показывает, что два предыдущих романа – это тот самый пик, превзойти который Орсон Скотт Кард точно не сможет. При этом, я буду продолжать читать как другие вещи автора, так и сагу Эндера Виггина, величайшего полководца космической эры.

А вам книга понравилась? Вообще читали ее? Или остановились на первых двух, чтобы не портить дальнейшее впечатление?

Количество прочитанных произведений автора: 3

Средняя оценка прочитанных произведений (макс. - 10) : 8,67

Место среди всех прочитанных авторов в личном топе: 111

Понравилась статья? Тогда отправляй свой философский ДОНАТ (значок с сердечком и ладошкой в конце каждой статьи, ПРЯМО ПОД ЭТИМ АБЗАЦЕМ) и подписывайся на канал – у меня тут море самого разного интересного, а в планах – еще больше. И друзей своих приводи, а то чо как этот. Всех обнял-приподнял.