Найти тему
Москва-Минск

Поехали из Гродно к границам двух государств. Чем нас удивил Сопоцкин

Когда смотришь на карту Беларуси, кажется, что Гродно находится совсем на её западной границе. Отправившись 1 мая из областного центра путешествовать ещё дальше на запад, правда с северным уклоном, встретили любопытный городской посёлок.

Сопоцкин расположен в уголочке Беларуси, равноудалённо от Литвы и Польши, что в одну сторону около 10 км, что в другую. ( Это приблизительно как Браслав разместился между Литвой и Латвией.)

Сопоцкин проезжаешь по дороге на Августовский канал. Решили быстренько взглянуть на поселение, но обнаружили интересное и даже мистическое, быстро не получилось.

Костел виден с дороги, сразу поехали к нему.

Фото в материале авторские
Фото в материале авторские

Появившийся в местечке в конце 18 века костел Вознесения девы Марии не раз разрушался и даже горел. Поселок какую только власть не пережил за свою историю. Последний раз храм восстановили в конце 30-х годов XX-го столетия. Приятный снаружи, с уютным двориком, сзади которого размещены дома служителей. Внутри этот костел был любопытен большим количеством фотографий известных личностей на стенах, а ещё нас остановил витраж-портрет Максимилиана Кольбе – священника, который в Освенциме пошел на добровольную смерть вместо другого человека (стоит о нем почитать в википедии).

-2

Войдя в открытые двери храма, мы неожиданно застали репетицию школьников. Дети готовили какое-то выступление, сдвигали передние скамейки. Руководила женщина, говорившая на польском. Проходя мимо одной из комнат, я увидела на вешалках костюмы. Видимо это происходит здесь часто. Использование костёла в качестве клуба? Но, по-моему, это здорово.

Сопоцкин считается самым польским населенным пунктом Беларуси. Практически все живущие здесь, этнические поляки. И разговаривают жители на трех языках: белорусском, русском и польском.

Обогнув костел левее, мы через пару минут подъехали к католическому кладбищу. Основной целью было посмотреть на часовни-усыпальницы 19 века. Здесь непривычным показалось многое.

  • Любопытным был вход с двумя каменными старцами, провожающими или может встречающими прибывших у ворот.
-3
  • Захоронения размещены были непривычно, не так как на нашем деревенском кладбище, все в одну сторону. Слева от дороги могилы были параллельно дороге, повернуты в сторону костела, а справа перпендикулярно ей.
  • Католики, видимо, большой смысл вкладывают в лампадки. Заметили, что очень много их на могилках.
-4
  • Справа, в глубине от входа стоят две часовни-усыпальницы. В одной в 1868 году похоронена Юлия Дьяконская, видимо очень любимая супругом, не богатым человеком, который для неё соорудил такой «дом». Позже и сам супруг ЕвстаВий был захоронен там же.

Вторая (1873 г) принадлежала богатому роду Гурских, которые владели окрестными имениями.

За часовнями удивили своей ухоженностью могилы, которым уже более сотни лет.

-5

Я же, проходя мимо захоронений к часовням, остановилась перед знакомой фамилией, которую никак не ожидала увидеть здесь, да ещё и написанную на польском языке. Девичья фамилия моей мамы была Буржинская и вот я вижу в Сопоцкине, на католическом кладбище

-6

Да, фамилий одинаковых в мире много… Но раньше мамину нигде не встречала. (Очень мало я знаю про своего дедушку, который, оставив в Могилеве жену и двух дочерей, забрал сына и оказался почему-то в Польше сразу после войны. Страшное было время.)

Посёлок на краю Беларуси не забудется. Читая перед написанием статьи о нем дополнительно, поняла, что не попали мы ещё в Сопоцкине на самое древнее в Беларуси еврейское кладбище, на котором есть плита с выбитым 1278 годом, не посмотрели на Чертов камень и Мертвое озеро, не увидели музей писанки.

Видимо, поехали за более радостными впечатлениями на Августовский канал.

Спасибо за оценку материала и ваши комментарии. Оставаться с каналом можно и дальше, подписавшись на него ЗДЕСЬ.