Биография Джозефа Тодда Лонсдейла V – мультимиллионера, предпринимателя, инвестора, филантропа
**Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*
“Оптимизм – вера в наилучший вероятный сценарий. Вы не можете заставить кого-то работать на вас и с вами обманом (или, точнее, вы, вероятно, можете, но только на начальном этапе). Оптимизм заключается не в том, чтобы кого-то обмануть, а в том, чтобы по-настоящему верить в миссию и делиться этой страстью с другими.” (с) Джо Лонсдейл
Джо Лонсдейлу всего 40 лет, но он успел столько, что хватит, как минимум, на две жизни. Стать чемпионом в школьные годы, поработать в PayPal, принять участие в создании одной из самых дорогих и загадочных компаний в США, основать, потерять и снова основать успешный венчурный фонд, стать мультимиллиардером, благотворителем и отцом четверых детей. Лонсдейл похож на живое воплощение Кремниевой Долины: молодой, умный, немного сумасшедший, финансово успешный, оптимистичный, страстный, откровенный и, порой, противоречивый. Как сам венчурный бизнес, который он представляет.
Шахматы и плавание
"Мне очень повезло в двух вещах в моей детской жизни. У меня были потрясающие родители, и у меня были потрясающие сверстники.” (с) Джо Лонсдейл
Джо Лонсдейл родился 12 сентября 1982 года во Фримонте, штат Калифорния. Этот город – четвертый по величине в Кремниевой Долине и большинство его населения работало и работает на высокотехнологичных предприятиях. Родители Джо и его друзей – не исключение, по его словам, ребята практически с детства владели компьютерами и умели паять микросхемы, которые были чем-то вроде игрушек. Отец мальчика, Джо IV, потомок ирландских иммигрантов, организовал в местной школе шахматный клуб, в который входил и его сын.
Клуб по праву считается одним из сильнейших в штате, а в честь Лонсдейла-старшего несколько лет назад открыли мемориальную доску на стене школы – при жизни. Наш герой в составе команды в 5-м и 6-м классах выигрывал чемпионат Калифорнии. Игра научила его стратегическому мышлению, дисциплине и сосредоточенности. Кстати, оба младших брата Лонсдейла тоже в свое время становились чемпионами по шахматам в своем штате.
В 13 лет школьник занялся плаванием и тоже достиг успеха – побил несколько рекордов брассом и выиграл несколько золотых медалей в своей возрастной группе. Помимо спорта Джо увлекался историей, экономикой и математикой. Он окончил школу с блестящим дипломом, который позволил поступить в Стэнфорд, куда Лонсдейл всегда стремился.
Стэнфорд, Питер Тиль и PayPal
"Дело не столько в политике, сколько в том, чтобы быть противоположным. В юности мне всегда нравилось выделяться из толпы, вставать и не соглашаться со всеми. Если бы я вырос в Арканзасе, обязательно присоединился бы к левым.” (с) Джо Лонсдейл
В университете Джо присоединился к довольно малочисленной группе “правых” студентов. Компания была действительно небольшой, так как традиционно в Кремниевой Долине царят “левые”, антиправительственные взгляды. Он стал главным редактором студенческой газеты консервативно – либертарианского толка Stanford Review, которую в свое время основал знаменитый предприниматель и инвестор Питер Тиль. Тиль всегда внимательно следил за талантливыми студентами своей альма-матер, а с Лонсдейлом быстро нашел общий язык – их объединили схожие взгляды на экономику, политику и философию.
Во время учебы он работал стажером в отделе компьютерной безопасности PayPal, где познакомился с теми, кто сейчас является ключевыми фигурами Кремниевой Долины, например, с Илоном Маском и Ридом Хоффманом. После того, как в 2002-м году платформа eBay приобрела стартап, он остался на орбите своего старшего друга и наставника и перешел в основанный Тилем хедж-фонд Clarium Capital Management LLC в качестве одного из директоров.
Он научился разбираться в глобальных макрофинансовых потоках, но главным уроком, по словам Джо, извлеченным им из истории Clarium, который на пике управлял капиталом в $7,5 млрд, сумел предвидеть крах рынка недвижимости, было осознание пагубного влияния гордыни. Лонсдейлу было 25 лет, он получал годовой бонус $60 млн, как и многие его коллеги – управляющие фондом.
Они считали себя самыми умными, опытными и не допускали мысли, что действуют слишком рискованно или неверно. После трех убыточных лет – 2009, 2010 и 2011-го – фонд потерял 90% активов. Но это будет позднее, а пока дела шли прекрасно, прибыль росла, а Джо Лонсдейл параллельно участвовал в еще одном амбициозном проекте.
Таинственный Palantir
“В Долине люди считали нас сумасшедшими, потому что мы не должны строить бизнес, основанный на сделках с правительством. У нас была очень необычная большая миссия.” (с) Джо Лонсдейл
Со спецслужбами и ФБР, в рамках отслеживания мошенников, транзакций, связанных с финансированием терроризма и отмывания денег криминальными структурами, PayPal сотрудничал всегда. Правоохранители часто обращались за советами в области работы с данными и интернетом. К тому же сам Питер Тиль после трагедии 11 сентября был серьезно озабочен проблемой безопасности.
В Кремниевой Долине в то время были сосредоточены и передовые технологии, и таланты, недоступные в других частях страны. Даже в правительственном Вашингтоне развитие в этой сфере шло черепашьим шагом. Так возникла идея создания компании, которая бы занималась сбором и анализом информации и созданием продуктов для отслеживания подозрительных активностей и террористических угроз.
Первыми инвесторами и заказчиками Palantir Technologies выступили государственные военные и разведывательные структуры. В IT-сообществе поднялась буря, на которую основатели резонно отвечали, что Долины бы не существовало вовсе, если бы не оборонные лаборатории и технические бюро, сконцентрированные в этом районе во время и после Второй мировой.
В 2009-м, когда оценка стартапа достигла $9 млрд, Джо Лонсдейл ушел из правления Palantir, сохранив свою долю в компании и место советника. Он хотел немного снизить нагрузку после очень тяжелого для него периода с точки зрения финансов (кризис 2008-го) и с личной точки зрения – от рака скончалась мать, которую молодой человек очень любил.
Addepar и начало венчурной карьеры
“”Кризис как возможность” – немного клише. Но это правда: если вы выступите вперед как лидер и вдохновите талантливых людей работать вместе с вами в трудные времена, вы сможете достичь того, что в противном случае было бы невозможно.” (с) Джо Лонсдейл
Снизить нагрузку для Лонсдейла означало открыть, наконец, собственный стартап. Вместе с Джо Мирро, коллегой по Palantir, в 2009-м он запускает Addepar – платформу управления капиталом для зарегистрированных инвесторов. Она предоставляет данные, возможность анализа, отслеживание активов в сложных инвестиционных портфелях в режиме реального времени, интеграцию с другими финансовыми платформами. Лонсдейл отдался новому предприятию как всему, за что берется – на пределе возможностей.
Например, чтобы сотрудники проводили на работе больше времени он доплачивал каждому по $300, чтобы те селились в радиусе мили от офиса, расположенного недалеко от экосистемы Google. Аренда в этом месте гораздо дороже обычной в Маунтин-Вью, и так очень высокой. Сейчас в компании работают 800 человек. На сегодняшний день семейные офисы, финансовые консультанты, поверенные и институциональные инвесторы (более 850 клиентов) управляют с помощью Addepar суммой в $4 трлн. Стартап оценивается в $2,17 млрд и в прошлом году вошел в список лучших финтех-компаний по мнению Forbes – Fintech 50.
В это время Лонсдейл заинтересовался венчурным бизнесом. В 2011-м вместе с несколькими партнерами, одним из которых был выпускник Стенфорда, Брайан Ку, отпрыск бизнес-династии, владеющей LG, он основал частный фонд Formation 8. Уже в первый год он был назван журналом Fortune самым популярным в Кремниевой Долине со времен Andreessen Horowitz. В общей сложности фонд привлек инвестиций на сумму в $1 млрд и совершил несколько примечательных сделок, например, Oculus VR (приобретен Facebook** за $2 млрд) или RelatelQ (приобретен Salesforce за $390 млн).
Тем не менее, в 2015-м фонд прекратил существование – партнеры разошлись. Официально они объявили, что не сошлись во мнениях по поводу дальнейшей инвестиционной стратегии, но, по инсайдерской информации, причины были более серьезными. Брайан Ку безуспешно продвигал на азиатском рынке подопечный Formation 8 стартап, платформу электронной коммерции Wish, и Лонсдейл высказывал сомнения в достаточности его усилий.
С другой стороны, вокруг Джо разгорелся скандал личного свойства. Хотя он был через некоторое время потушен, молодой человек был оправдан и восстановлен во всех правах, отец Брайана и главный инвестор Formation 8, Джон Ку отказался иметь с ним дело, посчитав это пятном на репутации собственной семьи. Он надавил на сына, и в итоге партнеры закрыли успешный фонд. К сожалению, Джо и Брайану не удалось осуществить свой второй проект – открыть корейское кафе в помещении самого первого App Store в истории. Помешали бюрократические проволочки.
Счастливое число “8”
"Плохая политика препятствует бизнесу и инновациям, ограничивает возможности и делает жизнь в крупных городах уродливой и неприятной.” (с) Джо Лонсдейл
Каждый из бывших партнеров практически сразу основал собственное предприятие. Джо открыл следующий венчурный фонд 8VC. Сейчас под его управлением уже восьмой фонд размером в $880 млн, а всего за 8 лет он привлек $6 млрд. В портфеле инвестора – компании, охватывающие такие отрасли как логистика, здравоохранение, оборонная промышленность, финтех – всего около 500 сделок.
Среди них The Boring Company Илона Маска, Anduril Industries (оценивается в $4,6 млрд), Guardant Health (оценивается в $3,9 млрд), Oscar Health (оценивается в $1,52 млрд), Illumio (оценивается в $2,7 млрд), Blend (оценивается в $3,7 млрд), Joby Aviation (оценивается в $3,43 млрд) и другие. Личное состояние Джо Лонсдейла – $425 млн.
В 2020-м году 8VC перенес штаб-квартиру из Сан-Франциско в Остин, штат Техас. Этот штат последние несколько лет упорно претендует на звание “новой Кремниевой Долины”. Правительство создает для технологических компаний благоприятные условия, Техасу не грозят калифорнийские землетрясения и пожары, политика – умеренно консервативная. Tesla, SpaceX, HP, Oracle уже перебрались на Запад. Джо Лонсдейл чувствует себя комфортно, его венчурный фонд – самый крупный в штате.
Семья и общественная деятельность
"Я забочусь о том, чтобы мы создавали вакансии и помогали людям, которым повезло меньше и у которых было меньше возможностей. Это одна из наших ключевых обязанностей, одна из наших высших обязанностей.” (с) Джо Лонсдейл
Джо не только перевез компанию, но и сам переехал вместе с семьей. В 2016-м он женился на своей давней подруге Тайлер Крук. Сейчас у пары четверо детей и все – девочки. Супруги живут в доме на берегу озера Остин. Они вместе занимаются благотворительностью: оказывают финансовую помощь неправительственным организациям, занимающимся борьбой с торговлей детьми. В 2018-м Тайлер и Джо основали Cicero Institute – общественную и лоббистскую организацию.
Лонсдейл – председатель и спонсор образовательной программы UTAX в университете Остина, предполагающей обучение в интеллектуальной среде, свободной от догм и навязанных авторитетов, где каждый студент может высказывать свое мнение об изучаемом вопросе, не боясь осуждения или наказания. Также Джо входит в попечительский совет фонда Рональда Рейгана, который занимается сохранением наследия 40-го президента США.
Джо Лонсдейл часто говорит об уроках которые извлек из жизни. О том, что был заносчивым, самонадеянным и беспечным. Но теперь для него главное “заботиться о друзьях, быть тем, кому люди доверяют, ценить окружающих как ключ к вашему прошлому и будущему очень важно для меня, и я верю, что единственный способ делать это как должно – радоваться их достижениям, поддерживать их и превращать их успех в бесконечный источник своего счастья.”
** запрещенная в России социальная сеть
Читайте также:
- Мэри Микер – некоронованная королева интернета
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!