"Влюблен по собственному желанию" (1982)
В фильме есть небольшой, но психологически значимый эпизод. Между Верой и Игорем происходит диалог, который перерастает в ссору:
– Знаешь, мне трудно с тобой заниматься. Ты не стараешься!
– Ну ладно, ты тоже не сделала то, что я тебя просил. С тобой тоже трудно заниматься. Ну, фигура – дело времени, но крем, брови, можно было сделать?
– На первом месте у женщины должны быть внутренние качества.
– Ну брось ты... Только красавицы могут не думать о внешности. Толстой, список добрых дел, а у самих одно на уме. Я вас насквозь вижу!
– Примитив!
– Каракатица.
– Неудачник!
– Так, теперь линяй отсюда!
Как говорится, слово за слово... вот тебе и ссора. С психологической точки зрения, ссора – лишь фантик.
В действительности имеет место ситуация, где два уязвимых, не уверенных в себе человека сталкиваются с задачей, которая обнажает их слабые места, и от этого они становятся еще уязвимее. Психологическая безопасность оказывается под угрозой и автоматически включаются защитные механизмы.
Первый механизм: переложить ответственность на другого и выразить это в виде претензии (ты не стараешься, мне с тобой трудно, можно было сделать?).
Второй механизм: оправдание и идея долженствования (на первом месте у женщины должны быть...).
Третий механизм: вербальная агрессия (унижение, оскорбление, "обзывательство").
Обратите внимание, все механизмы сначала включаются у Веры, и лишь в ответ – у Игоря.
От чего им защищаться? Их беседа (да и вся их ситуация) подвела каждого к лицезрению своей уязвимости. Для Веры внешность и внешняя красота – больная мозоль, для Игоря больное место – социальная успешность. Однако она действительно некрасива (в глазах Игоря и стараниями создателей фильма), а он действительно неудачник.
В подобных ситуациях у многих защиты начинают включаться по нарастающей. Но Игорь и Вера вовремя остановились. Причем инициатива исходила от Игоря: "Так, теперь линяй отсюда!". Возможно, это было и грубо, но это означало, что он не собирается поддерживать игру "Кто кого уколет больнее". Вера тоже вовремя изменила свое поведение:
– Прости меня, пожалуйста!
– Ладно, забыто.
Почему Вера извинилась? Ведь, по идее, про "примитив" она брякнула в шутку, с улыбкой, а "каракатица" куда обиднее. Скорее всего, она понимала, что именно она "начала первая", что она сама перешла грань, которую переходить не должна была. Понимала она и то, что "неудачник" было стопроцентным попаданием в боль собеседника.
Но помимо этого Вера понимала и еще одну очень важную вещь, о которой она и рассказала Игорю:
– Знаешь, один писатель сказал, что люди напоминают собой стадо дикобразов, бредущих по холодной, ледяной равнине. Им холодно, они жмутся друг к другу, и колют друг друга своими иглами.
И этот образ дает максимально полное представление о том, что происходит у людей, которые застряли в одиночестве и при этом боятся идти в близость. Они зачастую даже не понимают, что боятся. Они идут в отношения, они пытаются доверять, но на глубинном уровне нет ни близости, ни доверия, есть только страх, который заставляет срабатывать защитные механизмы – колючки выпускаются "сами собой", автоматически, и ранят тех, кто оказался рядом.
Об этом действительно полезно помнить – особенно тогда, когда общение, отношения получаются "колючими".
- Если вы сами агрессируете, вспомните, почему на самом деле активизировались ваши колючки.
- Если агрессируют на вас, вспомните, почему защиты включаются у других. Чаще всего агрессия другого адресована даже не вам – ему просто важно окружить себя колючками и почувствовать себя хотя бы в иллюзии безопасности.
Такой ход рассуждений действительно помогает не принимать любую вербальную агрессию на свой счет и сохранять хорошее расположение духа. Ну, а если это понимают, осознают оба участника общения, то это дает неплохие шансы на то, чтобы прийти к близости и взаимопониманию.
Другие статьи о фильме "Влюблен по собственному желанию":