Найти тему

Музей московского метро

Музей московского метрополитена расположен на станции Выставочная на втором ярусе вестибюля, посетить его можно совершенно бесплатно. Здесь же работает центр профориентации. Помещение не большое, но интересное. Здесь можно встретить знакомые и уже подзабывшиеся атрибуты московского метро.

Сначала рекомендую заглянуть в киноуголок, где можно посмотреть небольшие исторические фильмы о метро.

Киноуголок где можно посмотреть исторический фильм про московское метро (фото автора)
Киноуголок где можно посмотреть исторический фильм про московское метро (фото автора)

Идея создать метро в Москве пришла еще до революции. Инженер Василий Титов предложил проложить подземную железную дорогу от Курского вокзала к Лубянской и Трубной площадям с дальнейшим выходом к Марьиной рощей в далеком 1875 году. Но проектирование не получилось из-за русско-турецкой войны и убийства царя Александра второго.

В будках стрелочных постов на всех станция метро с 1935 до 1950-е годы круглосуточно дежурили стрелочники. В перерывах между проходящими поездами они осматривали состояние стрелочного перевода и электропривода. В случае неисправности они исправляли стрелку вручную. (фото автора)
В будках стрелочных постов на всех станция метро с 1935 до 1950-е годы круглосуточно дежурили стрелочники. В перерывах между проходящими поездами они осматривали состояние стрелочного перевода и электропривода. В случае неисправности они исправляли стрелку вручную. (фото автора)

В начале 1930-х годов в строительстве метро в Москве чувствовалась необходимость, так как к этому времени город был опутан трамвайными линиями по которым ежедневно перевозились около 2,5 из 4 миллионов человек, составлявших население тогдашней Москвы.

Турникеты разных годов, деревянный на переднем плане самый древний (фото автора)
Турникеты разных годов, деревянный на переднем плане самый древний (фото автора)

Для проекта набрали добровольцев, строить был трудно, т.к. для прокладки тоннелей по «тяжести» грунтов Москва занимает второе место в мире после Санкт-Петербурга (конечно, среди тех городов, где вообще есть метро). При строительстве в 1934 году летом произошел разлом на Комсомольской площади, идущий в сторону Казанского вокзала. Вероятно, при этом погибли несколько строителей, но официальных данных нет.

Изначально метро называлось метрополитеном имени Кагановича, т.к. он курировал стройку, а «именем Ленина» метро стало только в 1950-е годы. Интересно, что само слово метро употреблялось в мужском роде, видимо, как краткая форма слова метрополитен. Даже Леонид Утесов пел в песне: «но метро сверкнул перилами дубовыми».

Первый билет на метро стоил 50 копеек, но за 1935 год его стоимость дважды снижали: сначала до 40 копеек, потом до 30.

В самом начале турникетов не было и за оплатой следили контролеры.

Строительство метро не прекращали даже во время ВОВ, в нем еще прятались от бомбежки жители города. С докладом об итогах первых месяцев войны в метро выступал Сталин. Единственный день, когда метро не работало – 16 октября 1941 года.

Первые вагоны метро – это вагоны типа А, в которых изначально хотели сделать деревянные лавочки, но Каганович сказал, что «каждому пассажиру надо дать по мягкому месту», так что места поэтому стали мягкими.

Первым, кто получил права машиниста метрополитена – человек с ФИО Иван Иванович Иванов. Испытать себя в роли машиниста можно здесь же в центре профориентации на компьютерном тренажере, но обычно здесь стоит очередь из желающих.

Кому понравилось, подписывайтесь на мой канал.