Музей московского метрополитена расположен на станции Выставочная на втором ярусе вестибюля, посетить его можно совершенно бесплатно. Здесь же работает центр профориентации. Помещение не большое, но интересное. Здесь можно встретить знакомые и уже подзабывшиеся атрибуты московского метро.
Сначала рекомендую заглянуть в киноуголок, где можно посмотреть небольшие исторические фильмы о метро.
Идея создать метро в Москве пришла еще до революции. Инженер Василий Титов предложил проложить подземную железную дорогу от Курского вокзала к Лубянской и Трубной площадям с дальнейшим выходом к Марьиной рощей в далеком 1875 году. Но проектирование не получилось из-за русско-турецкой войны и убийства царя Александра второго.
В начале 1930-х годов в строительстве метро в Москве чувствовалась необходимость, так как к этому времени город был опутан трамвайными линиями по которым ежедневно перевозились около 2,5 из 4 миллионов человек, составлявших население тогдашней Москвы.
Для проекта набрали добровольцев, строить был трудно, т.к. для прокладки тоннелей по «тяжести» грунтов Москва занимает второе место в мире после Санкт-Петербурга (конечно, среди тех городов, где вообще есть метро). При строительстве в 1934 году летом произошел разлом на Комсомольской площади, идущий в сторону Казанского вокзала. Вероятно, при этом погибли несколько строителей, но официальных данных нет.
Изначально метро называлось метрополитеном имени Кагановича, т.к. он курировал стройку, а «именем Ленина» метро стало только в 1950-е годы. Интересно, что само слово метро употреблялось в мужском роде, видимо, как краткая форма слова метрополитен. Даже Леонид Утесов пел в песне: «но метро сверкнул перилами дубовыми».
Первый билет на метро стоил 50 копеек, но за 1935 год его стоимость дважды снижали: сначала до 40 копеек, потом до 30.
В самом начале турникетов не было и за оплатой следили контролеры.
Строительство метро не прекращали даже во время ВОВ, в нем еще прятались от бомбежки жители города. С докладом об итогах первых месяцев войны в метро выступал Сталин. Единственный день, когда метро не работало – 16 октября 1941 года.
Первые вагоны метро – это вагоны типа А, в которых изначально хотели сделать деревянные лавочки, но Каганович сказал, что «каждому пассажиру надо дать по мягкому месту», так что места поэтому стали мягкими.
Первым, кто получил права машиниста метрополитена – человек с ФИО Иван Иванович Иванов. Испытать себя в роли машиниста можно здесь же в центре профориентации на компьютерном тренажере, но обычно здесь стоит очередь из желающих.
Кому понравилось, подписывайтесь на мой канал.