Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы незаметно пересекли экватор Послания к Римлянам и добрались до 9-ой главы.
Десятая глава начинается с переживаний Павла о евреях, которые не принимают учение Иисуса. Они не смогут спастись, потому
“что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению” [Рим. 10:2].
Ревность в данном случае имеет значение устаревшее - “старательность”, “усердие”. Савл объясняет свою мысль, говоря, что иудеи не поняли и не покорились Божественной праведности, т.к. больше ценят собственную.
Павел вспоминает о записанном в книге Левит, как Бог сказал Моисею, что жив будет тот, кто исполнит закон:
“Моисей пишет о праведности от закона: «исполнивший его человек жив будет им»” [Рим. 10:5],
но чтобы спастись, по мнению Савла, нужно веровать:
“Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению” [Рим. 10:9-10].
И нет разницы между евреем и язычником:
“Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо «всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся»” [Рим. 10:12-13].
В этой цитате Павел апеллирует к книге пророка Иоиля:
“И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь” [Иоиль 2:32].
И это действительно очень убедительно звучит, если не знать, что весь предыдущий текст пророка Иоиля обращен к евреям, в чем вы можете убедиться открыв соответствующую главу книги.
Савл сетует, что невозможно призывать Бога, если не веришь. Но как верить, если не слышал, и как услышать, если никто не проповедует? Павел, ссылаясь на 18-ый Псалом, уверен, что весь мир, вся природа возвестила об Иисусе. Как же могли иудеи не услышать? Дальше, он виртуозно подмешивает слова Моисея из Второзакония:
“Ещё спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным»” [Рим. 10:19].
И украшает этот коктейль цитатой из пророка Исайи:
“А Исаия смело говорит: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне»” [Рим. 10:20].
Завершается глава сетованием Бога на Израиль из книги того же Исайи:
“Об Израиле же говорит: «целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному»” [Рим. 10:21].
В следующей публикации нас ждет 11 глава Послания к римлянам апостола Павла.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Цикл по Библии:
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, Послание к римлянам - начало здесь.