Найти тему
ТрансТехСервис

Свеча, проводка или вакуумник: почему троит двигатель?

Оглавление

Машина вибрирует на передачах, с трудом стартует и заметно теряет в мощности - такие симптомы повышают тревожность у всех водителей. В этих случаях говорят, что «двигатель троит», и наша задача - расставить все точки над i, чтобы сохранить спокойствие и с трезвой головой решить проблему.

Мотор начинает троить, то есть работать с перебоями, если один или несколько цилиндров вышли из строя. Мощность уже не та, и почти 50% потенциала потеряно. Топлива расходуется больше, как и моторного масла, а износ важнейших агрегатов происходит с бешеной силой. Если не предпринять оперативные меры, будущее автомобиля и его перспективы на дальнейшую эксплуатацию весьма туманны.

По каким симптомам можно заподозрить проблему?

  1. на выключенной передаче двигатель сильно вибрирует, что отчетливо ощущается даже в салоне авто;
  2. мотор тяжело запускается на холодную;
  3. мощность падает, а реакция на выжатую педаль газа сильно отстает.

Если хотя бы один из перечисленных симптомов имеет место быть, вероятно, отказал цилиндр (или цилиндры).

Почему это происходит?

Есть три основные причины, из-за которых цилиндр ДВС ломается:

  1. отсутствует оптимальное давление;
  2. подается мало топлива;
  3. топливно-воздушная смесь не загорается.

У этих факторов есть свои первопричины.

Свеча зажигания вышла из строя.

В первую очередь, проверяем свечи. Можно оценить их состояние визуально, можно использовать специальные тестеры.

Выкручиваем и осматриваем свечу: если двигатель исправен, изолятор и боковой электрод будут светлыми или чуть коричневатыми. Если видно черный нагар, большая вероятность, что цилиндр вышел из строя. Есть риск, что начнётся замасливание или обогащение горючим.

-2

Лучшее в этом случае, если свеча не работает, из-за чего нет полноценного искрообразования. Тогда достаточно ее заменить, и о проблеме можно забыть.

Нагар может появиться из-за неправильной работы форсунок и датчика кислорода, долгой работы мотора на холостых или низкой компрессией ДВС.

Если визуальный осмотр проблему не выявил, проверяем искру во время прокрутки стартера. Устанавливаем свечу в наконечник высоковольтного провода, фиксируем на массе и крутим стартер. Если между электродами появилась глубокая синяя искра, значит, свеча работает нормально. Слабенькая искра может говорить о разрушении изолятора – в этой точке появляется пятно, препятствующее нормальной искре.

Повреждение высоковольтной проводки

Осматриваем каждый провод, прежде всего, наконечники: внутри не должно быть налета, снаружи - черных точек. Если они есть, значит, есть и экстремальные условия вроде увеличенного зазора или поврежденной свечи.

Если наконечник изменил цвет, это тревожный симптом - может пробить провод.

Некоторые проблемы относятся к разряду «дело житейское» и решаются простой заменой деталей.

Но бывает, что зажигание работает как раньше, топливо нормально поступает, но смесь так и не поджигается. Тогда все серьезнее:

  1. на стенках цилиндра появились царапины или задиры, поршневые кольца повреждены, в клапане или поршне прогар, клапана отрегулированы неправильно, гидрокомпенсатор зависает в открытом состоянии - все это приводит к тому, что смесь недостаточно сжимается в цилиндре;
  2. если прокладка/ впускной трубопровод негерметичны или вакуумник пропускает воздух, происходит обеднение смеси. Другими словами, соотношение бензина к воздуху составляет 1:5, из-за чего смесь не воспламеняется;
  3. из-за трещины в головке блока или пробоя прокладки цилиндр теряет свою герметичность. Кроме того, в него может попасть охлаждающая жидкость;
  4. если высоковольтные провода пробиты или повреждены, то нарушается передача электрического разряда от катушек зажигания на свечи;
  5. если поршневые кольца или маслосъемные колпачки сильно изношены, расход масла увеличивается, а свечи зажигания покрываются маслом и грязью;
  6. при неправильной регулировке зазоров клапана или поломке гидрокомпенсатора мотор также начинает троить.

В каждом из этих случаев рекомендуем не дожидаться, пока мотор «стуканет», а ехать в сервисный центр.

Как диагностировать проблему?

Мотор троит на холодную, но после прогрева все прекращается

Велика вероятность, что повреждены высоковольтные провода. Изоляция нарушена, что неминуемо ведет к троению.

Проводка находится во влажной среде, и электричество пробивает сквозь нее, однако, если автомобиль прогревается и влажность уходит, мотор начинает нормально функционировать.

Двигатель троит на горячую

Необходимо проверить, нет ли в системе лишнего воздуха.

Мотор троит на холостых оборотах

Тут все сложнее: к этой проблеме могут привести все вышеуказанные причины. Какая именно? Это придется выяснять методом проб и ошибок.

Мотор троит на высоких оборотах и при большой нагрузке

Скорее всего, в топливной системе есть повреждения:

  1. инжектор вышел из строя;
  2. залито некачественное топливо;
  3. снижена пропускная способность форсунок;
  4. засорен топливный фильтр.

Откуда пошло выражение «двигатель троит»?

Так говорили в эру  четырехцилиндровых моторов. Если один цилиндр выходил из строя, мотор оставался на трех рабочих, то есть «троил».

Фраза настолько полюбилась народу, что теперь применяется ко всем авто независимо от числа цилиндров. По идее большинство европейских машин «двоят» (у них всего три цилиндра), но любой автомобилист про это скажет привычное «троит».

Чем грозит троение двигателя?

Если на проблему закрывать глаза, можно нарваться на серьёзное последствия:

  1. срок жизни мотора сократится;
  2. компрессия уменьшится;
  3. на поршнях и цилиндрах образуются царапины и задиры;
  4. мотор рискует перегреться, что ведет к долгому и дорогому капитальному ремонту.
-3

Если мотор троит, это нужно устранить. Износ двигателя и большой расход топлива - только меньшие из зол, самое страшное - риск аварии. В отказавший цилиндр может поступать топливо, которое смывает масло с его стенок и растворяет масло в картере. «Благодаря» этому пары топлива могут взорваться в любой момент.

Повышенные вибрации двигателя «убивают» детали проводки и опоры. Несладко приходится и автоматической коробке, пребывающей в шоке от того, что обороты коленвала сначала резко снижаются, а потом подпрыгивают наверх.

Выводы

Мощность машины снижается, масла и топлива уходит больше, звук мотора меняется - и с каждым днем эти симптомы проявляются все больше. Пожалуйста, не игнорируйте их: проблема может быть куда глубже, чем обычное троение, так что в начале избавиться от нее будет проще и дешевле.

Проверяйте свечи зажигания - по их состоянию можно определить, как эффективно работает мотор. Если одна свеча отличается по цвету, на ней заметны нагар и грязные следы, сразу можно понять, с каким цилиндром беда. Даже долгая работа с большими нагрузками - не повод для нагара и налета, следовательно, есть проблема с ДВС и с ней надо разбираться. Но в любом случае менять свечи нужно вовремя - сроки указаны в инструкции к авто.

Расход топлива - еще один индикатор того, как работает мотор. Если за короткое время он заметно увеличился, нужна диагностика двигателя и топливной системы.

Причин и последствий того, что мотор начинает троить, может быть много. Иногда их можно избежать покупкой свечи за 250 рублей. Поэтому, если есть подозрения и самостоятельно диагностировать проблему не получается, положитесь на профессионалов. Зачастую так выходит намного дешевле.