"Норманны и славяне были различными родами единого, древнего, великого суперэтноса русов. Они-то и сосуществовали на просторах Евразии: дружили, воевали, обменивались князьями…", гениально заметил Ю. Петухов[1]
Чем ты нагрузишь «общественное мнение», тем оно и будет руководствоваться в жизни! Если мне при изучении истории довелось прийти к этому выводу самостоятельно, то значит, такая мысль была доступна и коллективным противникам существования самого понятия – русы. А, тому, кто диктует миру условия большой игры, реальная история не нужна.
Прошлое легко фальсифицировать. Если сегодня даже настоящее фальсифицируется на наших глазах с самым невинным видом, то, что говорить о древней истории?! На Западе когда-то легко навязали мысль, что Русь была шведской колонией, и шведы правили Русью почти до прихода Романовых. Их там не волнует, впрочем, они и не знают, что шведов в момент основания Руси не было в природе. И народность шведов сложилась только к XVII столетию.
А кто же тогда заселял Скандинавию, если не шведы? И кого называл русами Ю. Петухов? Когда он, в 2008 году, писал приведённые выше слова, ДНК-генеалогия еще мало кому была известна. Но он гениально предполагал древнее родство предков населения Скандинавии и русов, полагая их единым целым. Об этом его книга «Норманны – русы севера».
Петухов также писал:
Изначальное проживание русов в Скандинавии и Северной Европе сказывается и поныне. Современные, предельно германизированные в результате поздней германоязычной экспансии шведский, норвежский, датский языки можно отнести к германской группе языков с очень большой натяжкой (даже в тех словосочетаниях, что постоянно на слуху типа «Svenska bladet», «svensk-rysk ordbok», «historiska museum», мы четко и ясно и видим и слышим русские (славянские) суффиксы, а отнюдь не германские «шведиш-русиш»).
В чем же это родство? В том, что и те и другие – это две ветви единого ДРЕВНЕГО рода, определенного им как русы? Как он мог знать, что 5-6 тысяч лет назад так и было? И род этот на Русской равнине, окрещенный археологами "культурой шнуровой керамики", именно в это время и являл собой по сути единое целое. ДНК-генеалогия позже выявила генетическую его метку, гаплогруппу – R1a-Z645.
Из выделившихся из нее ветвей, три остались на Русской равнине, и только одна отправилась в исторические миграции на восток. Ветви Z280 и M458 образовались 5 тысяч лет назад, и носители этих гаплогрупп и десятков младших их субкладов сегодня составляют около половины русского населения России, Белоруссии, Украины. значительная их часть присутствует в Польше, Литве, Латвии. Третья ветвь предковой гаплогруппы R1a-Z645, которую назвали «скандинавской» (Z284), что связано с современным присутствием ее носителей преимущественно в Скандинавии, образовалась только через 300 лет, и в семье рода R1a-Z645 оказалась «младшей». Скорее всего, место зарождения ее первого предка находилось не далеко от родного гнезда всех древних (по Петухову) «русов». А направленность движения носителей этого субклада в Скандинавию могло идти из Южной Балтики. А, откуда еще, если там, видимо, если не зародилась, то 5400 лет назад обосновалась, и предковая гаплогруппа R-Z645?
Выпорхнув совсем недавно из родительского гнезда, и поддерживая связи с ним, носители Z284 могли долго хранить традиции рода русов и язык. Что и подметил Ю. Петухов, обратив внимание на сохранность суффикса «-ск» в скандинавских языках. В принципе, и антропология современных скандинавов сохранила «нордический» тип уроженцев севера, который изначально был присущ всем ветвям рода «русов».
Мне часто приходится упоминать Русскую или, как ее официально зовут Восточно-европейскую равнину. Как-то, даже написали в комментарии: "Что за Русская равнина? Мы в школе учили – Восточно-Европейская!» Ну, тут ничем помочь не могу. И по сути, и по географии первое название ничем не хуже второго. И это есть этногеографическая единица, охватывающая территории современных Белоруссии, Украины, Молдавии, европейской части России, а также Польши, Прибалтики, Финляндии, и равнинных частей Румынии и Северного Кавказа.
Так что, снип Z284 гаплогруппы R1a – это автохтонная скандинавская ветвь. И является фактически общим маркером для носителей более поздних скандинавских ветвей. Как полагает исследователь И. Рожанский:
"Судя по филогении и географическому распространению этих ветвей, их носители восходят к племенам, переселившимся на Скандинавский полуостров в начале бронзового века и жившим там в относительной изоляции вплоть до рубежа нашей эры, когда они были ассимилированы волной мигрантов, принесшей с собой новые технологии и социальные отношения, а также германские языки".
По его исследованиям, носители снипа Z284 обнаруживаются в местах, где по исторической информации выходцы из Скандинавии и Ютландии поселялись уже в письменное время. Впрочем, например, в Британии не столько поселялись, сколько захватывали и грабили. Этими историями вся история Британии полнится. Но как захватывали, видимо, так и уходили. Там носителей субклада Z284 от всех британцев – 1,5%. У немцев и того меньше – даже до 1% недотягивает. Также на Русской равнине – единицы. В представленной в статье И. Рожанского выборке – 4 русских, литовец и поляк. Такое малое число для репрезентативной выборки значения не имеет.
Так что, говорить о засилье норманнов (носителей Z284) на Русской равнине просто не о чем. Но возможна и другая альтернатива – «засилье славян» (Z280, М458) в Скандинавии. При этом о завоевании речи не может и быть. Только о медленной диффузии – взаимопроникновении населения двух соседних групп этносов в течение многих столетий. Вливание представителей народов-соседей в состав как одних, так других - процесс неминуемый.
В этом плане интересно посмотреть имеются ли носители линий Русской равнины (Z280, M645), у скандинавов. Этот вопрос разобран в статье И. Рожанского на Переформат.ру, который привел данные по анализу выборок со скандинавских ДНК-проектов (на рисунке):
По выборке из 1104 протяженных гаплотипов этнических шведов, которых как правило, рассматривают в качестве «варягов» видно, что субклад R1a-M458 (центрально-европейский) в выборке дал 17 гаплотипов, субклад R1a-Z280 (восточно-европейский) дал – 15 гаплотипов. Южно-балтийский же субклад N1а1-L550 дал 46 гаплотипов. Суммарно все вместе дают 7% от всех шведов.
Показанные на карте носители приведенных ветвей по генеалогическим данным жили в XVII-начале XIX вв. в Средней Швеции на юго-востоке Норвегии и в местах шведской колонизации Финляндии. Таким образом, заметное преимущество «славянских» ветвей в Скандинавии, несравнимое с полным отсутствием «скандинавских» ветвей на Русской равнине – это несомненный фактор.
Определенная уверенность, с которой разные, разошедшиеся 4000 лет назад ветви субкладов Z280 и М458 диффундировали в Скандинавию, объяснима родственностью культур и языков древнеарийской общности Русской равнины. Особенно это могло иметь место до проникновения в Скандинавию не индоевропейского «германского» элемента. Хотя точных датировок проходивших процессов диффузии никто пока не знает.
Что касается поздних времен, то численно более крупные народы Русской равнины вносили бОльший вклад в генеалогические линии шведов, чем шведы – в линии Русской равнины.
Судя по всему, люди переселялись с южного побережья Балтийского моря на северное и почти никогда – в обратном направлении. И норманнистская концепция притока переселенцев из Скандинавии на Русь в IX-X веках, как полагает И. Рожанский, не выдерживает конкуренции с моделью плавного перемешивания на протяжении многих веков.
При этом нельзя и забывать, что родственные русам племена бронзового века шведами себя не называли. Народность шведов под германским влиянием образовалась только к 17 веку. А как же "свеи" русских летописей? Этот этноним имеет вполне русскую этимологию – "свои"[2] – слово древнейших корней. Оно почти неизменным было принесено арьями в древнеиндийский язык, где "свои" – svīya \свийя\. К германцам-дойче, подмявшим под себя русов Скандинавии, навязавшим им лютеранство, это слово тем более, не имеет никакого отношения. То есть, до определенного времени – это реально были для русов и славян – «свои люди».
Как писал Ю. Петухов,
"В Скандинавии шведам, норвежцам, датчанам и исландцам остались в наследство корни и флексии (окончания, суффиксы) русского языка. И русь была русская. И жила она в Скандинавии. И в Северной Европе. И в Центральной Европе. Самая обыкновенная Русская Русь».
И когда сегодня стала доступной, находящаяся в широком доступе «Плачевная речь на смерть шведского короля Карла XI», прочитанная в 1697 г. в Стокгольме на древнерусском языке, но записанная и латинскими буквами, – это не удивительно.
Всех благодарю! Подписывайтесь, сомневайтесь, возражайте, но и ставьте лайки!
С уважением, Борис Новицкий
[1] Ю.Д. Петухов. Русы Евразии.
[2] «Введении в германскую филологию» (М., 1998).