26 ноября 1885 года дипломированный выпускник богословского факультета иеродиакон Нектарий Кефалас отплыл на корабле из Афин в Александрию, где за время его учёбы в университете греческая православная паства продолжала увеличиваться. Духовной жатвы в Египте становилось всё больше, а делателей на ниве Господней по-прежнему оставалось мало, поэтому Александрийский Патриарх Софроний принял иеродиакона Нектария с распростертыми объятиями.
— Александрийский Престол, Нектарий, очень надеется на то, что ты станешь его достойнейшим, ревностным работником, — несколько раз повторил Патриарх отцу Нектарию в первые дни после его приезда. — Не теряй же времени, готовься, готовься, к высокому священническому и апостольскому служению.
Предыдущие главы из Полного Жития Святителя Нектария Эгинского читайте по этой ссылке
Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях
Поселившись в монашеской келье в Патриархии, будущий святитель первым делом повесил на стену лист белоснежного картона в рамочке, размером с почтовую открытку, на котором каллиграфическим почерком была выведена дата, в которую он, без гроша в кармане, покинул подростком родительский дом в Силиврии. Святитель сделал это для того, чтобы перед его глазами всегда был пример его бедняцкого прошлого и он не возгордился.
Через четыре месяца, за воскресной литургией 23 марта 1886 года, накануне Благовещения, при большом стечении верующих, в соборном храме патриаршего монастыря преподобного Саввы Освященного в Александрии Патриарх Софроний рукоположил иеродиакона Нектария во священника.
После рукоположения и поздравительного слова Патриарха, который сравнил молодого иеромонаха с евангельским сеятелем, отец Нектарий тоже произнёс небольшую проповедь, продолжив и развив притчу о сеятеле.
Он говорил о том, что божественное Слово подобно пшеничному зерну, однако не размером и формой, поскольку Слово божественное не материально, а духовно. Пшеничное зерно ничтожно, поскольку разрушается даже под маленьким весом, и Божественный Логос тоже кажется крохотным и малозначительным, когда исходит из священнических уст. Божественное слово всегда презираемо сильными мира сего. Когда зерно пшеницы попадает в добрую землю, то сгнив и умерев, оно снова оживает, с непреодолимой силой пробивает земную поверхность, вырастает над ней и приносит плод сторицею. То же самое, но в гораздо большей степени происходит с семенем божественного Логоса. Оно, смиренным звуком исходит из уст священника, монаха, просто ревностного христианина и падает на землю сердец человеческих. Но не всякая земля в сердцах людей добрая. В одних сердцах вместо земли — камни, в других — сорняки и колючки, в третьих — яд.
«О, — говорил отец Нектарий, — хотя бы все мы были землёю доброй!.. Секрет доброй земли в её терпении и смиренном мудровании. Смирение и терпение — вот наше животворительное удобрение, неисчерпаемое оправдание и вечное приобретение».
Первые полгода после священнической хиротонии иеромонах Нектарий служил в храмах и монастырях Александрийской Патриархии. Через пять месяцев, в праздник Преображения Господня, 6 августа 1886 года он был возведен в архимандрита, назначен личным представителем Патриарха в Каире и сделан духовником. Местом служения его был определен храм святителя Николая Чудотворца в Каире, в небольшом домике при котором, ему выделили келью. Кроме духовнического, патриарх возложил на отца Нектария ещё и и проповедническое служение. Отец Нектарий неустанно проповедовал и исповедовал в Каире, Александрии, Эс-Заказике, Порт-Саиде и других местах Египта, где были православные храмы.
Патриарх Софроний очень уважал молодого архимандрита, который, приняв благодать священства, «с головой» погрузился в служение Церкви. С помощью Божией архимандрит Нектарий всё успевал: много исповедовал, причём во время исповеди никого не торопил и исповедовал подолгу, очень много проповедовал, помогал нуждающимся, больным и старикам, которые жили в церковных богадельнях, ремонтировал и благоукрашал храмы, писал и издавал книги.
В конце 1887 года, в подвалах одного из каирских храмов отец Нектарий нашёл около пятидесяти древних икон исключительной ценности, отреставрировал их и поместил на должное место в храмах.
В 1888 году архимандрит Нектарий организовал среди верующих сбор пожертвований, на которые иконописец Арменопулос заново расписал собор Святителя Николая в Каире. Дело это до конца жизни доставляло святителю Нектарию великую радость. Так, в октябре 1907 года он вспоминает в частном письме: «Храм в Каире, который я украсил, сделал светлым и из убогого — дивным, достойным теперь имени святителя Христова Николая».
На одной из плит, вмурованных по окончании работ в храмовую стену, смиренный подвижник распорядился написать: «Сей святой храм украсил собственным иждивением и щедрой лептой христиан Его Божественное Святейшество Патриарх Александрийский кир Софроний. Каир, месяца ноября, года от Рождества Спасителя 1888». О себе отец Нектарий по смирению умолчал, хотя без него — инициатора и организатора это огромное дело было бы невозможно.
И о нищих отец Нектарий тоже успевал заботиться по евангельской заповеди. В 1886-1888 годах, его стараниями, при храме святого Марка в Харт-арт-Рум был построен странноприимный дом в котором было семнадцать комнат для тех, у кого не было крова над головой.
Святитель, несмотря на непривычный для него египетский климат и приступы мучавшей его малярии, самоотверженно трудился на благо Церкви, а люди любили его всё сильнее и сильнее.
Патриарх был всё больше и больше доволен отцом Нектарием, хвалил его устно и в письмах, ставя его в пример духовенству. И вот, по наущению дьявола, некоторые из представителей высокопоставленного духовенства Александрийской Патриархии стали завидовать отцу Нектарию.
Патриарх Софроний был уже очень стар, некоторые архиереи и архимандриты из его окружения давно надеялись занять его место, забыв о заповедях Евангелия составляли между собой партии, стремились склонить на свою сторону сильных мира сего.
Неожиданное появление в Патриархии доброго, верующего, деятельного, жертвенного пастыря, по заповеди Христовой полагающего душу за овец, неустанно проповедующего слово Божие и святой евангельской простотой выделяющегося на общем фоне духовного упадка, оказалось таким ожидавшим кончины патриарха священнослужителям как снег на голову. О «выскочке Нектарие», который своим евангельским служением невольно спутал карьерные планы многих и многих, в кабинетах Александрийской Патриархии стали говорить всё с большей и большей неприязнью и раздражением.
Так заканчивался 1888 год.
© Электронное издательство Орфограф, 2023
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь