История с взятием Артёмовска ещё потребует своего осмысления. Но многое очевидно уже сейчас. Несколько месяцев "Бахмутовской мясорубки", во время которых вагнеровцы на этом участке фронта сковывали, перемалывали и перемололи огромную, превосходящую по численности группировку ВСУ, не только превратили Артёмовск в могилу для многих известных украинских неонацистов, наёмников и целых иностранных подразделений, но и оказали существенное влияние на ход всей военной кампании.
Как пишет военкор Александр Симонов, это был "настоящий подвиг русского оружия, который должен войти в учебники по военной истории нашего государства".
Недаром президент России Владимир Путин, как сказано на официальном сайте Кремля, поздравил "штурмовые отряды "Вагнер", а также всех военнослужащих подразделений ВС РФ, которые оказывали им необходимую поддержку и прикрытие флангов, с завершением операции по освобождению Артёмовска", отметив, что все отличившиеся будут представлены к государственным наградам.
А Министерство обороны сообщило о том, что "на Артёмовском тактическом направлении в результате наступательных действий штурмовых отрядов „Вагнер‟ при поддержке артиллерии и авиации „Южной‟ группировки войск завершено освобождение города Артёмовск", впервые употребив в своём официальном заявлении название героической ЧВК.
И всё же после этой важной и такой долгожданной победы остаётся некоторое горькое послевкусие. И я говорю даже не о потерях среди наших бойцов, которые, как настаивает Пригожин, могли бы быть значительно меньше, если бы не было проблем со снабжением. И даже не о самом факте конфликта директора "музыкантов" с руководством Минобороны, ставшем, увы, достоянием общественности.
Меня коробит сама ситуация с "вагнерами", чем-то до боли напоминающая не самые позитивные практики времён Великой Отечественной войны. Судите сами: штурмовики, которых набирают из бывших уголовников, специфическое отношение к ним армейского руководства и совершенно безжалостное расходование "человеческого материала" при лобовых штурмах. По сути, сегодня на Украине (а ещё раньше в Сирии) ЧВК "Вагнер" представляет собой аналог штрафных батальонов. То есть "музыканты" — те же штрафники, только добровольные.
Как пишет тг-канал "Нетленка", высказывая предположение, что после окончания артёмовской операции конфликт Пригожина и МО будет решён и имеет шансы уйти в историю (вроде как завершается процесс переподчинения ЧВК "Вагнер" военному командованию, который курирует генерал Суровикин), "музыканты" так или иначе выполнили свою роль "передового штурмового отряда".
У Пригожина с Суровикиным хорошие взаимоотношения. Руководитель "оркестра" даже отметил его среди тех, кто помогал "музыкантам" брать Артёмовск. Но ЧВК на то и ЧВК, что не считаются регулярной армией, и в силу своей специфики имеют возможность выполнять "маленькие, но ответственные поручения" руководства страны за её пределами, не подставляя при этом официальную дипломатию. Причём, выполнять, зачастую, гораздо эффективнее, чем с этим справилась бы мощная, не безумно забюрократизированная военная машина России.
Как верно подметил политолог Алексей Чадаев, история про Бахмут, это рассказ о том, как "отвязный дилетант доказывает надутым "профессионалам" с обеих сторон ту известную истину, что Ковчег строили любители, а Титаник — специалисты".
А замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев поспешил сообщить о формировании дополнительных добровольческих подразделений (видимо, решили учесть позитивный опыт "музыкантов"), в состав которых, по данным МО, с 1 января по 19 мая этого года уже были приняты на контрактной основе 117 400 человек.
Казалось бы всё очевидно. Как пишет журналист Дмитрий Ольшанский, "власть, которая хотела бы выиграть — сконцентрировала бы сейчас все свои возможности на „Вагнере‟, масштабировала бы его, как только можно — и, таким образом, успешно двинулась бы на запад". Но увы, возможное переподчинение музыкантов может стать поводом к фактическому расформированию ЧВК.
"У нас дома другие ценности. И главная из них — покой и стабильность бюрократии, которой чужие не нужны, а другая, почти такая же важная — вымучивание даже самого призрачного, самого ничтожного шанса на переговоры с теми самыми атлантистами-глобалистами-колониалистами, которых мы так не любим в телевизоре. Из этого следует, что триумфатор Бахмута — лишний в этой философии жизни, и должно произойти самое настоящее чудо, чтобы однажды русская армия вошла в Славянск и Краматорск", — с грустью пишет публицист.
Разделяя в целом опасения Ольшанского, хотел бы отметить, что сегодня пытаться прогнозировать дальнейшую судьбу "оркестра" — всё равно, что гадать на кофейной гуще. В любом случае Бахмутовская страница в истории "музыкантов" перевёрнута. А что будет дальше — покажет время.
Закончится ли (как нам обещают), наконец, конфликт Пригожина с Шойгу и Герасимовым, сказать сложно. Очень бы этого хотелось. Вот только произойти это должно не путём заметания всего накопившегося негатива под ковёр, а через правильные выводы и соответствующие наказания виновных.
Впрочем, сейчас уже понятно одно: боевой опыт "музыкантов" будет ещё не раз востребован в течение СВО. А раз так, то будем надеяться, что ЧВК "Вагнер" — одно из самых боеспособных подразделений русской армии — вернётся, когда России снова потребуется помощь.