Найти тему

Как на Комсомольской площади уживаются три вокзала

Оглавление

Путь от болот через пожар до вокзалов и высотки

В том месте, где сейчас находится главная железнодорожная площадь Москвы, до середины XVII века были только болота и луга. Через будущий Казанский вокзал протекал Ольховецкий ручей, а между ещё не построенными Верхней Красносельской улицей и Ярославским вокзалом располагался Красный пруд размером с Кремль

Прежнее название

Во второй половине XVII века эту местность стали называть Каланчёвским полем. По одной из версий, это следствие строительства здесь путевого дворца царя Алексея Михайловича. Здание было с каланчой — с дозорной вышкой. По другой версии, название поле получило в 1697 году после масштабного празднования взятия Азова. Тогда у Красного села построили декорации крепости с двумя каланчами и разыграли сцену взятия.

По имени поля получила название также улица близ Земляного вала, которая и в наши дни остаётся Каланчёвской. Ещё в сегодняшней столице есть Каланчёвский тупик, а до недавнего времени была железнодорожная станция Каланчёвская Алексеевской соединительной ветки. Сейчас ветка частично включена в состав МЦД-1 и МЦД-2, а станция переименована в "Площадь трёх вокзалов".

Каланчёвская площадь в 1920-е годы
Каланчёвская площадь в 1920-е годы
Казанский вокзал в 1920-е годы
Казанский вокзал в 1920-е годы

До пожара

В конце XVII века в северной части Каланчёвского поля построили артиллерийский двор, а на рубеже XVIII и XIX столетий на Каланчёвскую улицу, судя по всему, перенесли с Чистых прудов так называемые лесные ряды — лавки, торговавшие строительным материалом. Все эти постройки сгорели в пожаре 1812 года. Лесные ряды позже восстановили, но просуществовали они не очень долго.

Три вокзала

В 1849 году на Каланчёвской площади открылся первый вокзал Москвы — Петербургский. Чуть позже он стал Николаевским, затем Октябрьским, а сегодня называется Ленинградским. Здание в стиле неоренессанс возвели по проекту архитектора Константина Тона. Оно очень похоже на вокзал в Санкт-Петербурге, только чуть меньше его по размеру. Уже в августе 1851 года на вокзал прибыл первый поезд.

-3

Следующий вокзал — Троицкий — появился на площади в 1862 году. В 1870-м его переименовали в Ярославский, а в начале XX века полностью перестроили по проекту Фёдора Шехтеля. Именно это здание в русском стиле с элементами модерна украшает площадь в наши дни. Оно похоже на большой терем с коваными кружевами и керамическими панно.

-4

Первое здание Рязанского вокзала, позже названного Казанским, возводили в 1862–1864 годах на месте лесных рядов. К этому времени все болота на площади осушили, а Ольховецкий ручей заключили в трубу. Вокзал был небольшим, и в начале XX века его решили перестроить, в объявленном конкурсе победил проект Алексея Щусева. Строили долго: с 1913-го по 1940-й. Получилось очень красиво: многоярусная башня напоминает башню Сююмбике Казанского кремля, а в оформлении интерьеров участвовали знаменитые русские художники.

-5

Новое название и завершение композиции

В начале XX века с карты города исчез Красный пруд, от старинного Каланчёвского поля осталось разве что название. Оно продержалось до 1933 года, когда площадь переименовали в Комсомольскую. Ещё через два года между Ленинградским и Ярославским вокзалами появился павильон одноимённой станции метро. В 1952 году его перестроили, и примерно в это же время над площадью возвысилась гостиница "Ленинградская".

В таком виде — с тремя красивыми вокзалами и торжественной сталинской высоткой — Комсомольская площадь существует и сегодня, становясь для многих гостей столицы самым первым ярким впечатлением от огромного мегаполиса.

-6