Найти тему
Истории с Людмилой

Моя Варенька - часть 9

– Здравствуйте, баба Зина, а как дед себя чувствует? Я к нему пришёл, ‒ Миша закрывал калитку, обращаясь при этом к Зинаиде Фроловне, сидящей на скамейке у дома.

‒ Здравствуй, мой хороший, как вовремя ты зашёл. Вот знакомься, к нам в гости ещё один мой внук приехал, – к этому моменту Руслан, играющий с собакой в глубине двора, тоже заметил вошедшего и уже подходил к бабушке.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

‒ Я Руслан, – мальчик решительно подал руку.

‒ А я Михаил, – он протянул руку ему в ответ и по-взрослому пожал её.

Зинаида Фроловна усадила Михаила рядом с собой и вкрадчиво начала объяснять о произошедшем событии.

– Ты у меня про отца спрашивал, помнишь? ‒ она подождала прежде, чем мальчик кивнёт головой и продолжила говорить дальше, – так вот теперь у тебя есть возможность познакомиться с ним ближе не только по рассказам. Он приехал сегодня утром к нам в гости, вместе с Русланом.

‒ Как приехал? – мальчик удивился бабушкиным словам, ‒ мама говорила, что он не может приезжать, у него такая работа, секретная.

– Скучает он без тебя, да и без нас, вот и пожаловал, пойдём, я тебя познакомлю с ним.

Она взяла его за руку и отправилась за угол дома, куда ранее скрылся из виду Николай. Мужчина сидел на скамейки, установив свои локти на колени и наклонив вниз голову так, словно она очень тяжёлая от всех одолевающих мыслей. Он опёрся о руки, упёршись о них лбом.

‒ Сынок, а я хочу тебя познакомить с Мишей, твоим сыном, – мальчик нерешительно смотрел на сидящего поодаль человека, не зная, бежать ли ему на встречу или ждать подле своей бабушки.

Коля поднял голову и непонимающе посмотрел сначала на мать, а затем на пацанёнка рядом с ней. Затем он встал и подошёл к мальцу, присаживаясь перед ним на колени.

‒ Твою мать зовут Варя? – он всматривался в голубые глаза своего сына, стараясь как можно лучше их разглядеть.

‒ Да, я Михаил Николаевич Муромцев, мою маму и правда зовут Варвара, она в библиотеке работает, книги пишет, а вы мой отец? – Николай махнул утвердительно головой, ‒ мама говорила, что вы работаете на такой серьёзной работе, откуда вас не отпускают домой.

– Да, права твоя мать, но я очень хотел с тобой познакомиться, да и по матери твоей соскучился, да по бабушке, ‒ он замолчал, затем поднялся с колен и прошёл на скамью, увлекая ребёнка за собой, – как вы тут без меня?

‒ Хорошо, я за женщинами присматриваю, вот только бабушка Степанида прибаливает, а в больницу всё ехать отказывается, а картошки мы накопали во сколько, – Миша развёл руки в стороны, указывая на большое количество выкопанных клубней.

‒ И ты помогал? – он серьёзно посмотрел на мальца.

‒ А куда же они без меня, вёдра я таскал, да смотрел, чтобы не упускали картофель по полю, – Миша деловито сообщал о своих делах, словно отчитываясь перед старшим, ‒ а вы к нам надолго?

– Да вот насовсем прибыл, с семьёй оно легче живётся, а одним нам с Русланом тяжко.

‒ А пойдёмте сейчас к моей мамке, она в такое время в библиотеке, мы ей не станем мешать, она же обрадуется.

– Нет, сынок, я должен себя в порядок привести, с дороги только приехал, не гоже вот так отправляться к красивой даме, ‒ он похлопал парня по плечу, – пойдём в дом, там деда одного совсем оставили. Молодец, что пришёл, вот и поговорим все вместе!

Коля встал, отправляясь в сторону крыльца, заворачивая за угол дома. Кликнув с собой Руслана, они все вместе зашли в дом, улыбаясь от превосходного чувства встречи.

‒ Вот сколько мать нам мужиков то в дом привалило, будет теперь подмога, не пропадём, – внуки и сын радовали Андрея Максимовича. Заставляя улыбаться во весь рот, ‒ может мы и ограду сообразим все вместе? А то я один прям уж никак не в силах, да Илюху позовём на помощь, вот у нас какая большая бригада будет, мать, тебе готовить придётся, словно в столовой.

– А я рада буду, ‒ та махнула рукой, а затем убрала слезинку с лица, – наготовлю вам всего, чего хотите.

‒ А можно я Руслана с собой заберу, пойдём с ним на речку, а то, что ему тут с вами делать то? – Мишка шустро придумал, как улизнуть от этих весёлых взрослых, которые сейчас так и сообразят какую-то работу.

‒ Подождите ребята, вместе пойдём, я давненько не был на речке, не удил рыбу, не смотрел на лес наш Александровский, – он повернулся к отцу и скомандовал, ‒ дайка удочки, отец. Сейчас мы с уловом придём, на обед жареную рыбу сотворим или ушицу.

‒ Да. Ступайте, добытчики, – одобрила Зинаида Фроловна.

Андрей Максимович попытался встать и вновь заскрипел от боли в спине, поэтому вернулся на своё место и стал оттуда руководить, поясняя, где именно можно взять удочки и ведро под улов. Мать же суетливо собирала котомку для этой весёлой толпы рыболовов.

Мальчишки подружились ещё по дороге. Больше всего говорил Миша, не переставая расхваливать все прелести деревенской жизни. Кое-что он передавал Руслану на ушко, чтобы не слышал отец, поскольку были в селе пара мест, куда ребята бегали без разрешения взрослых.

Николай помог надеть первого червяка Руслану, а опытный Михаил уже успел закинуть удочку первым, пока те возились с наживкой. Сам же мужчина уселся на камень рядом, всматриваясь в гладь воды. Весёлый говор двух пацанов не мешал мужчине думать про себя.

Как много потеряно просто по глупости. Как много он упустил и сможет ли всё восстановить и дальше жить счастливо, быть может придётся жить оставшуюся часть жизни сожалея о сделанном.

Он никак не обвинял мать, а ведь знал же он о таком характере Зинаиды, поэтому больше всего сетовал на то, что сам принял всё на веру, не стал проверять, не убедился в правдивости полученной новости, обретая самого себя на десять лет тоски и одиночества.

Свою супруга Катерину он не любил, правда относился к ней довольно уважительно. Он жалел её, стараясь всячески помочь с воспитанием сына. Когда жена заболела он всеми силами пытался найти выход, чтобы Руслан не остался без матери, но чуда не произошло. После смерти супруги следовало бы оплакивать её, а он с ещё большей с тоской стал вспоминать свою первую любовь.

Что он скажет Варваре, когда вечером явится к ней во двор? Начнёт ли оправдываться, быть может расскажет, что никогда не забывал о ней и вечерами вспоминал те самые прогулки по яблоневому саду?

Он знал, что надежда есть, ведь Варя не замужем, возможно, конечно, не потому, что любит и ждёт его, но всё же в его груди теплился огонёк. Он верил, что всё ещё можно изменить.

А дома их ждала баня. Набравшиеся впечатлений ребятишки от рыбалки и от встречи с друг другом уморились не на шутку, поэтому намывшись в бане, тут же завалились на кровать вместе отдыхать, не желая расставаться друг с другом, а продолжая всё что-то пересказывать о полученном ранее опыте. Николай, приодевшись, отправился на серьёзный разговор к Варваре.

Он открыл калитку, не решаясь пройти дальше, останавливаясь у яблони, расположенной у входа справа. На ней красовались большие плоды, урожай которых скоро будет убираться. Он прошёл дальше и уселся на скамейку, как ему зайти в дом? С какими словами? Чем оправдаться? Что сказать?

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Мужчина смотрел вперёд себя, разглядывая покосившийся сарай, которому давно уж требовалась мужская рука. Закурить бы сейчас, подумал Коля, только жаль, не делал он этого никогда.

– Коля, ‒ она вышла на встречу к нему, стоя на крыльце, кутаясь в платок.

Он встал и подошёл к той, без которой не мог жить тогда и, которую не забыл за всё это время. Варя спустилась на ступеньку ниже, оказываясь с Николаем на одном уровне, вот тогда он решительно подошёл к ней ближе и просто обнял.

– Да знаю я всё, ‒ они сидели уже на скамейке подле дома. Нина недавно разузнала эту тайну, говорит, что Лена, сноха матери твой, напечатала два письма, одно тебе, а другое мне. Ну что поделать, что было, того уже не вернёшь.

– Виновата моя мамка, да я тоже дурак, себя больше виню, ‒ он держал её руку в своих ладонях, не желая выпускать ни на минуту, – вернуть бы время, иначе бы поступил.

‒ И сейчас у нас ещё вся жизнь впереди.

– Это ты правильно говоришь, я сегодня с Мишей на речку ходил, рыбу мы удили с мальчишками, вот умный какой парень растёт, спасибо, тебе, ‒ он нежно посмотрел на неё, затем обнял за плечи, говоря ещё тише, – моя Варенька.

***

А уже весной во всю шла работа по восстановлению яблоневого сада. В то воскресное утро собрались на окраине села Александровское все, кто только смог прийти. Семья Филатовых во главе Николая явилась сюда в полном составе. Руслан и Миша несли лопаты, а Варвара держала в руке два ведра для полива высаженных саженцев.

КОНЕЦ

Тихон и Малика возвращаются // Изменения на канале
Истории с Людмилой18 августа 2023

Разные повести тут: