В первые послевоенные годы главным автомобилем правительственной элиты Чехословакии оставался Skoda Superb модификации OHV (Type 924). Однако в 1949г. производство этой модели прекратилось и властям потребовалась более современная замена.
Несколько ранее фирме Skoda было выдано техническое задание на проектирование нового автомобиля представительского класса. По задумке, лимузин должен был обслуживать не только высших правительственных чинов Чехословакии, но и других социалистических стран.
Автомобиль, названный VOS, увидел свет в 1949 году. Эта аббревиатура расшифровывалась как Vladni Osobni Special («правительственный легковой специальный»). VOS был детищем всего чехословацкого автопромышленного комплекса. На заводе Skoda собирали только шасси, двигатели поставлялись компанией Praga, а детали интерьера — компанией Tatra.
Дизайн кузова разработала фирма Karosa, которая и занималась окончательной сборкой автомобиля. Такая организация производства позволяла держать в секрете как технические характеристики модели, так и сам факт выпуска нового средства передвижения для первых лиц страны.
Ахиллесовой пятой Skoda VOS стали чрезмерный вес и ходовая часть, не соответствующая задачам автомобиля, что ярко высветилось в ходе дорожных испытаний. Временным решением стало использование 5,2 литровой рядной «шестёрки» от грузовика Praga N4T. Однако нет ничего более постоянного, чем временное – и слабосильный для такого объёма мотор (120 л.с.), так и прописался под капотом Шкоды.
Все эти недостатки ярко выделялись на фоне относительно удачной внешности: автомобиль плохо разгонялся, отвратительно управлялся (в т.ч. из-за плохой развесовки по осям) и посредственно тормозил. В итоге, производитель настойчиво рекомендовал не разгоняться выше 100 км/ч, хотя максимальную скорость оптимистично заявили, как 130 км/ч. И всё это при массе 2700 кг. Конструкторы с ужасом представляли как VOS будет перемещаться в более тяжёлом, бронированном варианте.
Однако Skoda имела и инновационные решения, такие как кондиционер, бывший большой редкостью в то время. Однако этот агрегат был настолько громоздким, что под него пришлось полностью отдать всё багажное отделение. В связи с этим, при необходимости, в кортеж включали ещё одну такую же машину, но без кондиционера, дабы перевозить багаж.
Бронированная версия VOS была разработана с привлечением специалистов, ранее занимавшихся бронетехникой. По некоторым источникам, кузов обшивали листами из кобальтовой стали толщиной 5мм. Однако это вызывает сомнение: использование стали с этим легирующим элементом в качестве броневой – выглядит, мягко говоря, странно, т.к. кобальт даёт лишь жаропрочность, совершенно ненужную в данном случае.
Как бы там ни было, но бронированная (да ещё и с увеличенной на 100 мм колёсной базой) Skoda VOS теперь весила 4,5 тонны, что добавило ещё больше проблем. Стандартные шины не выдерживали нагрузок и рекомендованную скорость снизили уже до 80 км/ч. Также пришлось дорабатывать тормоза. Со временем, проблему с покрышками решили кардинально – просто создали новое производство, занимавшееся штучным выпуском крайне дорогих и сложных шин, которые перед отправкой заказчику подвергались всесторонним испытаниям.
В итоге, себестоимость автомобиля, даже в стандартном варианте была крайне высока, не говоря уже про заоблачную цену бронированного. А эксплуатационные характеристики при этом хромали на обе ноги. На автомобиль постоянно жаловались высокопоставленные эксплуатанты. Совокупность всех факторов обусловила короткую производственную жизнь модели. В общей сложности с 1949 по 1952 годы было выпущено 107 экземпляров VOS, 37 из которых бронированные.
Лимузин, не смотря на критику, выполнял свои функции, обслуживая таких видных политиков своего времени, как Клемент Готвальд (президент Чехословакии), Мао Цзедун (председатель КНР), а также некоторых других известных политиков Восточной Европы.
И всё же, «осадочек остался»: когда стали искать проектировщика на разработку замены неудачному лимузину - Шкоду даже не стали рассматривать как потенциального исполнителя. Знамя первого автомобиля страны переняла Tatra, и партийная элита пересела на модель с индексом «603».
Что ещё почитать:
"Mercedes-Benz AMG (W123) - начало истории тюнинга E-класса"