("Бессмертный", Sisu, 2022, Финляндия)
Что бывает, когда финны берутся снимать трэш, всем известно: получается "Железное небо".
Что бывает, когда финны берутся снимать боевики старой школы, известно не всем, но это неудивительно: фигня какая-то получается.
А что будет, если доверить финнам снять классический трэш-боевик про разозленного героя-одиночку рэмбического уровня?
Что ж, самое время это узнать на примере новой картины Ялмари Хеландера "Бессмертный".
Надо заметить, что Ялмари в режиссуре не новичок. Да, фильмов у него немного, и его творчество не выходило за границы Финляндии, зато сниматься к нему ездили такие известные ребята, как Рэй Стивенсон и Сэмюэл Л. Джексон ("Большая игра", 2014). Разве что в "Бессмертном" из мало-мальски звездных величин присутствует лишь сосед-норвежец Хеландера Аксель Хенни ("Геракл", "Марсианин", "Охотники за головами", "Поездка"), но это не беда. Прочие здешние скандинавские и не только актеры подобраны со знанием дела, и, даже будучи приведенными в чумазый вид, выглядят забавно и колоритно.
Сама картина у Ялмари тоже вышла на удивление трэшпригодной. И демонстрирует все жанровые атрибуты, начиная от абсолютно безумных экшен-эскапад и заканчивая эффектными деталями там и сям. Вроде единственной фразы, что произнесет главгерой за весь фильм, или его любимой кирки, которую он носит за спиной, словно ведьмак Геральт - свои мечи.
Ближайший аналог "Бессмертного", что придет на ум российскому зрителю - наш позапрошлогодний "Красный призрак" Андрея Богатырева. Чей герой тоже мрачно помалкивал весь фильм напролет, правда, сказать, что Хеландер подглядел эту "фишку" именно там, нельзя. Кто знает, может, он подрезал ее в "Valhalla Rising" Рефна, где Мадс Миккельсен играл такого же крутого молчуна-"мокрушника".
Зато в плане боевой мотивации герой "Бессмертного", коммандос в отставке Аатами (Йорма Томмила), не имеет с Красным Призраком ничего общего. Просто потому, что Призрак был благородным и бескорыстным мстителем, а Аатами - капиталистом до мозга костей, пусть и тоже с трагическим прошлым. И теперь, в 1944-м, его уже не волнуют никакие войны, поскольку он знай себе моет золото в лапландской тундре. Где и натыкается на богатую жилу, а потом набивает седельные сумки своей лошадки самородками, берет с собой единственного приятеля - собачку-терьера, - и скачет в далекий город. Менять тяжелое и неудобное золото на легкие и комфортные банкноты.
А в это время той же дорогой навстречу Аатами двигался отряд эсэсовцев под командованием оберштурмфюрера Бруно (Аксель Хенни). Который, ясен швайн, не мог позволить себе расслабиться, так как вокруг уже шла Лапландская война, и Германия вовсю воевала с Финляндией. Поэтому Бруно был зол, жесток и на каждого встречного финна смотрел, аки на вражину лютую.
И вот они встретились - богатенький Буратино довольный Аатами и потрепанные нервные "бруновцы". После чего, казалось бы, они даже разошлись тихо-мирно... Да только всё равно без большой драки между ними, начиная отсюда и до финальных титров, не обошлось. Ведь золото, оно такое: у кого его нет, тому его страсть как хочется, а у кого оно есть, тем паче много, тот его так легко не отдаст. Даже если он один, а жаждущих отобрать у него "его прелесть" - целый взвод, да еще с танком.
И вот, как и положено в трэш-боевиках, простенькое "мирное" начало вскоре перерастает в грандиозную безумно-кровавую разборку. В которой Ялмари Хеландер мозолистыми ручищами своего героя наворотит такие горы эсэсовских тел и художественного абсурда, что сам тов. Рэмбо восхищенно присвистнул бы.
Причем снято всё это балбесие весьма технично, стильно и на красивейшей северной натуре, что для современного трэшака тоже существенный плюс; криворукой "любительщиной" в нем давно никого не удивить. А также - повод однажды его пересмотреть, и, естественно, в нормальной компании, а не с хроническими занудами, коим такие фильмы противопоказаны в принципе. Отчего жаль, что никто так и не додумался маркировать их значком "Осторожно! Злонамеренное попрание авторами элементарной логики!" - скольким брюзгам это в итоге сберегло бы нервы!
***
В общем, эффектный боевой трэшак, который категорически нельзя воспринимать всерьез, пусть даже сам он упорно прикидывается мрачным, жестоким и совершенно не улыбчивым. Однако, если вы настроитесь на правильную трэш-волну, "Бессмертный" с радостью подарит вам 1,5 часа художественного экшен-безумия в лучших традициях своего специфического жанра. Конечно, при непременном условии, что вам такое любо. А смотреть новую ленту Хеландера с иным настроем столь же глупо и бессмысленно, как коллекционировать хлебные крошки, или вырезать из покрышек "лебедей".
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):