(2015, США)
Вспоминаю гнев и обиду российских зрителей на эту фантастическую сказку Ридли Скотта за то, что в ней нахально обошли вниманием русских. То есть почти всех нынешних покорителей космоса он упомянул, а наш конь на том поле как будто никогда и не валялся. Причем обижались на дедушку Ридли еще больше, чем на Майкла Бэя. Того самого, в чьем "Армагеддоне" (1998) русский космонавт Лев Андропов нес вахту на станции "Мир" в ватнике и шапке-ушанке, а все технические неполадки устранял с помощью кувалды и такой-то матери. Но поди ж ты, бэевского симпатягу Андропова в России со временем даже полюбили и стали цитировать, а вот игнорирование Скоттом космонавтов-россиян в такой же несерьезной фантастике "Марсианин" мы упрямо не прощаем. И до сих пор ворчим, стоит лишь кому-нибудь заикнуться об этой картине, даром что со дня ее выхода на экраны минуло уже три года.
Слушая в свое время это хоровое брюзжание, я предложил тогда же конструктивный ответный ход: а давайте отомстим американской Фабрике Грёз по принципу око за око! То есть снимем свою орбитально-героическую сказку, где не будут присутствовать ни Америка, ни прочие забугорные юзеры околоземного пространства. И что бы вы думали - мой скромный голос был услышан! В прошлом году на наши экраны вышли сразу два таких фильма ("Время первых" и "Салют-7"), разве что повествовали они не о героическом будущем, как я предлагал, а о героическом прошлом. Ну да не суть важно. Так же как неважна критика ученых и историков, сразу нарывших в тех фильмах массу недостоверностей. Очевидно, эти умники оказались не в курсе, что глядят всего лишь на битву сказок, творцы которых решили не портить их нафиг никому не нужными реализмом и логикой. Главное, что мы нанесли-таки подлому Голливуду ответный удар. Вернее, даже двойной! И вот теперь, когда мы с Америкой полностью квиты и Ридли Скотт, потирая ушибленную челюсть, потопал курить в тамбур, можно наконец-то забыть о взаимных обидах и взглянуть на "Марсианина" трезвым и беспристрастным взором.
Итак, что же мы разглядываем эти долгие два часа и двадцать минут помимо фантастической красоты марсианских пейзажей (на самом деле - пустыни Иордании)? Да на очередную робинзонаду, только перенесенную на Марс, где местный робинзон, астронавт Уотни (Мэтт Дэймон) разве что не встретит Пятницу и не будет стрелять в аборигенов, ведь у нас тут не экранизация шутера DOOM. Зато у Уотни хватает своих проблем, таких, от которых у обычного человека в данных условиях вмиг съехала бы крыша. И все-таки между случайно брошенным на Марсе героем картины и "моряком из Йорка" Крузо на самом деле много общего. И тот, и другой перво-наперво хотят выжить и ищут способы вернуться домой. Вот почему в рассказах о них нет отвлеченных деталей и рассусоливания. Если оба и предаются тоске по семьям и родине, то делают это "за кадром". А кинозрителю и читателю покажут лишь то, чем герои в буквальном смысле живут и дышат. Крузо занимается сельским хозяйством - и Уотни сажает картошку на своей марсианской станции; к счастью, он ботаник и разбирается в вопросе. Крузо жжет на берегу сигнальные костры - и Уотни решает проблему, как просигнализировать на Землю о том, что он жив, и установить с ней канал связи. Крузо строит лодку - и Уотни чего только ни мастерит во второй половине фильма, чтобы удрать с негостеприимной планеты... Причем обе истории лишены бытовой рутины и скуки, обе преподнесены красочно и интересно, а обрушивающиеся на героев раз за разом бедствия держат и их, и нас в постоянном напряжении.
***
В общем, последняя вменяемая фантастика от маэстро Ридли Скотта, огорошившего черед пару лет своих поклонников жутким непотребством по кличке "Чужой: Завет". Само собой, никто из вас не будет воспринимать "Марсианина" всерьез, как учебник по выживанию на Марсе для учащихся космо-базо-строительного ПТУ - так ведь? В первую очередь это чистейшее игровое кино про инопланетные приключения, во вторую... да и во вторую и в третью очередь - тоже. Поэтому всем ярым наукофилам оно противопоказано во избежание кишечных и нервных расстройств. Ну а более всеядных и менее брезгливых зрителей сюда милости просят. Уж чего у Ридли Скотта не отнять, так это визуально-художественного вкуса, и фантастика в его исполнении всегда получается сногсшибательно живописной.