Согласно исследованию Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2022 году объем рынка курьерской доставки «последней мили» вырос почти на 25% по сравнению с 2021 годом и достиг 1,7 трлн рублей, сообщается в пресс-релизе РАЭК.
Исследование было посвящено рынку курьерской доставки «последней мили» в России («последняя миля» — это логистический термин, означающий доставку заказов до конечного покупателя).
В ходе исследования была проведена оценка объемов рынка в деньгах и заказах, а также оценка компаний-игроков.
Лидирующим сегментом является сегмент доставки товаров электронной коммерции, на который в 2022 году пришлось более 46% объема рынка в деньгах. Следом идут e-grocery (30%), доставка готовой еды из ресторанов (13%), а затем — доставка документов, корреспонденции и посылок (9%). При этом основной объем заказов в данном сегменте доставляется крупнейшими маркетплейсами и собственными курьерскими службами магазинов, говорится в сообщении.
Среди игроков, имеющих собственную доставку или использующих услуги внешних партнеров, лидируют Wildberries, Ozon, «М.Видео — Эльдорадо», «Вкусвилл» и X5 Group. А среди ключевых логистических компаний, которые оказывают услуги сторонним бизнесам, оказались «Почта России», СДЭК, «Яндекс.Доставка», DPD, «СберЛогистика».
«Рост рынка стимулирует спрос на курьеров, а также усиливает интерес не только крупного, но малого и среднего бизнеса к этой сфере», — отмечается в исследовании.
На сегодняшний день в России более 1,7 тысячи организаций осуществляют курьерские услуги. По мнению аналитиков, быстрый рост и конкуренция на рынке стимулируют игроков внедрять дополнительные меры, направленные на привлечение курьеров. Это и гибкий график работы, и различные материальные бонусы, и внедрение систем страхования для самозанятых курьеров. Кроме того, в качестве бонусов для работников игроки используют различные программы обучения, предоставление бесплатной корпоративной одежды, скидки на приобретение или аренду велосипедов и самокатов, возможность оставлять чаевые в приложении, организовывают места для отдыха, компенсируют затраты на мобильную связь, говорится в докладе РАЭК.
Также для успешной работы некоторые работодатели применяют инновационные инструменты для найма сотрудников. В частности, сервис «Х5 Доставка» внедрил интеллектуальную систему для подбора курьеров, что позволило ускорить процесс прохождения этапа найма кандидатом до одного-двух дней. Новое IT-решение интегрировано с внутренними системами «Х5 Доставки» и внешними ресурсами — карьерными сайтами и мессенджерами, благодаря чему вакансии размещаются автоматически, а отклики централизованно собираются в системе и направляются специалистам кол-центра.