Найти тему
RestoLife Челябинск

ВЕЧЕРНЕЕ ЧТИВО: "Обед с Королем-Солнце", Дзен @podval_istorii



Людовик XIV любил есть. Много. Хотя, как он сам говорил, никогда не чувствовал голода и мог целый день ничего не есть, но как только первая капля бульона касалась его королевского языка, у него развивался аппетит, с которым было трудно справиться.

Король был одним из очень немногих людей при своем Дворе, который не имел привычки перекусывать в перерывах между приемами пищи, и где-нибудь в его апартаментах не стоял стол с закусками, как это было принято у большинства людей. Обычно он ел только тогда, когда наступало время завтрака, обеда или ужина... Но он ел много.

Как и все остальное в Версале, застолье короля представляло собой публичное зрелище. Особенно le Grand Couvert (Вечерняя трапеза), это нужно было видеть... И не только потому, что Людовик XIV сосредоточивал свое внимание на присутствующих.

День Короля-Солнца начинался с легкого завтрака во время торжественной церемонии подъема с постели, а начинался он чашкой бульона с кусочком хлеба, смоченным в вине, и чем-то вроде нарезанного холодного мяса. Настроение короля зависело от того, заканчивал ли он завтрак чашкой чая или горячего шоколада. Последний был довольно обычным делом на завтрак, так как считалось, что шоколад стимулирует разум и помогает подготовиться к новому дню.

Во время le Petit Couvert (дневная трапеза), которая приходилась на обед, Людовик в основном предпочитал уединение в своих покоях, где он сидел за столом напротив окна. Иногда он трапезничал в одиночестве, а время от времени разделял обед со своей семьей или приближенными. Меню изобиловало блюдами, вкус которых меняли приправы. На первое подавали различные супы, фазана, курицу, баранину с соусом, ветчину, вареные яйца, салаты, выпечку и фрукты, свежие или глазированные.

Количество блюд, предлагаемых во время le Petit Couvert (дневная трапеза), было меньше, чем в ходе le Grand Couvert (вечерняя трапеза), но Людовик, как правило, съедал больше еды за обедом по сравнению с тем, чем он утолял голод во время ужина.

Le Grand Couvert (вечерняя трапеза) обычно проходила около 10 часов вечера и имела место в l’antichambre du Grand Couvert (комната для «Вечерней трапезы»), которая при жизни королевы была ее покоями. Монарх сидел в удобном кресле, установленном на пьедестале, спиной к камину, за большим прямоугольным столом. Если король приглашал гостей разделить с ним ужин, их рассаживали по бокам, чтобы присутствующие зрители могли все хорошо видеть.

Обычно прибывало так много людей, что, либо всем приходилось тесниться, чтобы посмотреть на трапезу, либо, если комната была переполнена, те, кому не повезло, пытались мельком взглянуть на короля из соседнего караульного помещения. Пространство прямо перед столом должно было оставаться свободным, чтобы не прерывать сервировку различными блюдами, которые приносили, пока музыканты играли в противоположном углу.

Любопытным зрителям приходилось стоять в то время, как несколько табуретов предоставлялось дамам, обладающим привилегией сидеть в присутствии королевы.

Стол, за которым сидел король, богато украшали золотом, серебром или хрусталем, расставляя его на кристально-белых скатертях. В распоряжении Людовика была целая коллекция столовой посуды и серебряных украшений. В приготовлении угощений для Короля-Солнца участвовали 324 человека. Они были работниками Service de Bouche, службы обеспечения монарха едой, и несли ответственность за все составляющие королевской трапезы.

Paneterie (Хлебная служба) отвечала за стол и скатерть, а также за то, чтобы был подан хлеб.
Ènchansonnerie (Мундшенкская служба, «Служба бокала») отвечала за подачу воды и вина.
Cuisine Bouche (Кухмистерская служба) и Fruiterie (Фруктовая служба) заботились о подсвечниках и фруктах.
Fourriére (Фурьерская служба) была ответственна за уголь и дрова.
И это еще далеко не всё...

Трапеза была незаурядна. Салфетки складывались самым необычным образом, даже те, которыми оборачивали хлеб во время подачи, и с каждым блюдом их меняли на свежие. Тарелки и посуда, в которой подносили еду, были изготовлены искусными кузнецами из золоченого серебра. Фрукты складывались в большие пирамиды. Каждое блюдо сопровождала стража на его долгом пути от кухонь до королевского стола, пока слуги громко объявляли присутствующим о тех, кто только что прошел, почтительно кланяясь угощению. Oeufs pour le Roi («Яйца для короля»).

Каждое блюдо было приготовлено по-разному и по-особому приправлено, чтобы похвастаться. Специи закупались дорогие, и чем больше их использовалось, тем лучше демонстрировалось богатство короля.

Когда угощения наконец подносили к столу Людовика XIV, все были в восторге от их разнообразия. Каждое следующее кушанье, или сервировка, как ее называли во времена Людовика, состояло из нескольких разных блюд.

Первая сервировка представляла собой закуски, вызывающие аппетит. Такие блюда, как фазан, обычно украшенный перьями, паштет в корочке, моллюски, ракообразные или супы, подавались для разжигания аппетита и оставались на столе до конца трапезы. Каждое принесенное блюдо сначала представляли королю, а затем всем присутствующим, при этом рассказывая о красивом оформлении угощения.

В зависимости от того, какое яство подавалось, до сорока человек просто несли его к королевскому столу. После представления блюда размещали на столе, но не в произвольном порядке. Они были расставлены так, чтобы образовывать какой-то узор, похожий на ромб или квадрат, с большей посудой в центре и меньшей вокруг.

Людовик подавал сигнал всякий раз, когда он закончил с угощением, и можно было подать следующее. За закусками следовали жаркое и пироги из курицы, утки, каплуна, голубей, индейки, кабана, молодки, оленины, зайца, рыбы, вальдшнепов, говядины, баранины, телятины, устриц и морепродуктов, и даже черепах. Все это, конечно, не само по себе, каждое яство имело свое дополнение. Например, рис или овощи. Их выращивали в огороде Версаля, и Людовик особенно любил молодой горох и фасоль.

Все ингредиенты блюд Короля-Солнца всегда были сезонными и местными, кроме рыбы, которую привозили с побережья в Париж ранним утром. Затем к пяти часам ее доставляли в Версаль.

К тому времени, когда Людовик XIV заканчивал трапезу, он пробовал до тридцати различных блюд и обычно клал в карман глазированные фрукты, которые съедал по дороге в постель.

«Он мог съесть четыре тарелки супа, целого фазана, куропатку, большую тарелку салата, два ломтика ветчины, баранину в чистом виде с чесноком, тарелку печенья, а затем фрукты и яйца вкрутую», – писала тётке в Пфальц герцогиня Орлеанская Лизелотта, принцесса Палатин, (невестка короля, вторая жена Филиппа Орлеанского).

Такое количество еды, конечно, вызывало жажду. Любимым напитком Людовика XIV во время еды было вино или шампанское. Он много пил последнего, к большому неудовольствию своих врачей. Когда король стал старше, доктора подумали, что пить столько шампанского вредно для здоровья и прописали ему бургундское красное вино, разбавленное водой.

Людовик любил и другие напитки во время еды, например, настойку шалфея или вероники. Будучи уже в возрасте, он пил их почти каждый день по настоянию высокоуважаемых врачей, и, как видим, правил он дольше всех других королей Франции, несмотря на свой поистине королевский аппетит.

ФОТО: из открытых источников.