Идея создать вариант ЕГЭ по творчеству Андерсена зародилась, когда я работала над продолжением сборника "Мачты и паруса".
Для пунктуационного анализа в варианте " Море" я использовала предложение из любимой "Русалочки": "В открытом море вода синяя-синяя, как лепестки васильков... "
Тогда же и закралась мысль сделать вариант ЕГЭ целиком по Андерсену. А уж когда я увидела в новых изложениях ФИПИ текст Паустовского о датском сказочнике, я сразу поняла, на основе чего я сделаю задания 1-3.
И вот первые задания варианта " Сказочник" готовы. Предлагаю их вашему вниманию.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Действительно, зимний вечер в последний день 1899 года был непохож на все остальные. Снег падал медленно и важно, и хлопья его были такие большие, что казалось, с неба слетают на город легкие белые розы. И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов.
Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли, и в комнате началось такое веселое потрескивание свечей, будто вокруг лопались сухие стручки акации. Около елки лежала толстая книга — подарок от мамы. Это были сказки Андерсена.
Я сел под елкой и раскрыл книгу. В <...> было много разноцветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы увидеть картинки, еще липкие от краски. Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.
Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом — сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
(по К. Г. Паустовскому)
Задание 1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ: ______________________
Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЛЕГКИЙ. Исполняемый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда, усилий. Лёгкая победа, лёгкая задача.
2) ГЛУХОЙ. Невнятный по звуку, незвонкий. Глухой выстрел.
3) СУХОЙ. Лишённый питательных соков, омертвевший, безжизненный. Сухая ветка.
4) СТЕНА. Сплошная масса чего-нибудь, образующая преграду, завесу. Стена дождя, стена деревьев.
5) ОТРАЖАТЬСЯ. Давать изображение на гладкой поверхности. Отражаться в зеркале.
Ответ: ______________________
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Повествование ведётся от первого лица и наполнено личными воспоминаниями автора, познакомившегося со сказками Андерсена за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
2) В синтаксической структуре текста преобладают простые предложения, осложнённые однородными членами, что делает текст динамичным и лёгким для восприятия.
3) Текст насыщен языковыми средствами выразительности: широко используются сравнительные обороты и эпитеты, передающие волшебство новогоднего вечера и ощущения рассказчика от соприкосновения с творчеством датского сказочника.
4) Особенностью лексики данного текста можно считать использование устаревших слов и индивидуально-авторских неологизмов.
5) Текст можно отнести к разговорному стилю, так как ему присуща непринуждённость и эмоциональность, а целью автора является обмен мнениями, впечатлениями, новой информацией.
Ответ: ______________________
Возможно, кто-то захочет использовать эти задания накануне ЕГЭ. А как вы строите заключительное занятие? Прорешиваете вариант целиком? Концентрируетесь на отдельных блоках? Или устраиваете блиц-опрос на повторение самых коварных тем?