Мой сад начинался не так давно: в 2014 году, когда мы купили дачу. Тогда же потихоньку начиналась и моя ботаническая лихорадка. В те славные времена я, как и любой порядочный городской житель, считала, что все елки – зеленые, а все что красиво выглядит на прилавке непременно и вырастет красивым. К тому же в тот период мне даже в голову не приходило, что виды, а тем более сорта растений имеют какое-либо значение для кого-то кроме агрономов-огуречников, заведующих Луховицкими корнишонами. И тем более ничего по теме в интернетах и других источниках я не читала.
Надо сказать, что мое наивное невежество много раз играло со мной злые шутки. Как было бы славно, если бы кто-то сильный и умный вовремя взял меня на ручки и прошептал на ухо «НЕ САЖАЙ ФОРЗИЦИЮ» и другие прописные истины среднего садовода средней полосы… Но хватит лирики, перейдем к теме рассказа.
Однажды на второй год после покупки дачи я посетила магазин Оби, чтобы прикупить что-нибудь эдакое. Там я и купила славную такую ладненькую тую красивого желтого цвета размером около 20 сантиметров в маленьком горшочке. Надпись на этикетке «Кипарисовик Лавсона Ивонне» ничуть не поколебала мою уверенность, что сабж – это туя.
Ну и конечно каждый труЪ садовод знает, что туя – бессмертное растение, она просто сама растет и всем нравится, с ней вообще не надо ничего делать. Так я и поступила: посадила свою «тую» в полутенистое место около гостевого домика и забыла о ней лет на 5. Естественно, никаких укрытий на зиму, мульчирований, обработок противогрибковыми средствами мой несчастный кипарисовик Ивонне в жизни не знал.
Теперь немного теории: что важно знать про кипарисовики Лавсона кроме того, что они не туи?
- Кипарисовик Лавсона относится к зоне зимостойкости 6, то есть выдерживает морозы до -23 градусов, в средней полосе только с укрытием в молодом возрасте.
- Кипарисовик Лавсона любит свет и его нужно сажать на солнце
- Любое растение с критической зимостойкостью следует сажать на место, защищенное от ветра
- Если растение с ограниченной зимостойкостью чудом выживет в нашем климате, оно не будет расти выше уровня снега и нужно формировать его приземистым
Иными словами, из 4 правил выращивания таких сложных растений, мною были полностью проигнорированы 3. И каков же результат?
А собственно вот и результат. Сейчас моя "туя" в высоту примерно 1,5 метра, она ни разу не обгорала, не обмерзала, не болела и не доставляла вообще никаких неприятностей, то есть полностью попрала все предрассудки на свой счет.
Нужно сказать, что осознание разницы между туей и кипарисовиком пришло ко мне не вчера. Тем не менее, даже после того, как я поняла, что за зверь этот Ивонне, я ничего дополнительно с ним делать не стала, следуя золотому правилу успешного садовода: оставь в покое то, что и без тебя нормально растет .
Поэтому по сей день кипарисовик Ивонне зимует у меня вот так:
Хорошо видно, что уровень снега остался далеко позади, при этом верхняя часть растения все еще чувствует себя нормально. К тому же имея мягкие гибкие веточки, кипарисовик на удивление никогда не ломался у меня от снега.
При этом он еще и отлично держит цвет: никакой сезонности, никакого позеленения от затенения. Его веточки, по форме напоминающие страусиное перо, стабильно имеют зеленую сердцевину и желтые кончики.
И вот весной он выглядит таким же огурцом, каким был до ухода в зимнюю спячку. Рискну предположить, что на солнечном месте он рос бы быстрее, гуще и еще желтее. Но и в таком виде мой кипарисовик мне кажется очень контрастным и роскошным. В этом сезоне посадила рядом с ним хосты, астильбы и гейхеры. Вместе они создают прекрасное разноцветие. А когда все это подрастет и зацветет будет буйство красок.
Вот такой вот хэппи энд вопреки моей расхлябанности. На мой взгляд, из этой истории можно извлечь два полезных вывода:
Первый вывод чисто практический: вероятнее всего зимостойкость конкретно этого сорта не 6, а 5 зона. В таком случае его выживание более объяснимо. Кроме того, рекомендации по месту посадки, основанные на общих правилах ухода за желтохвойными, возможно здесь не применимы и именно полутень спасла моего питомца в молодые годы. Также весьма вероятно, что стена позади, укрывшая его от ветра, сыграла важную роль в его выживании.
Второй вывод скорее философский: в том, что касается растений, никогда ни в чем нельзя быть уверенным до конца. Это работает и в хорошую и в плохую сторону. Пограничное растение может прижиться и адаптироваться в нашем климате, поэтому если чего-то очень хочется, можно пойти на эксперимент. Не забывая про уход и зимнее укрытие первые несколько лет, разумеется)