«Люди, которые ходят здесь по тротуару, скорее всего, не подозревают, что под ногами у них пустота, — говорит Фарида Буреева. — Всё здание опоясывает подземная галерея».
Освещались подземные помещения с помощью решётчатых иллюминаторов, вмонтированных прямо в тротуар. Но зачем нужны были подземелья? На этот вопрос и отвечает экскурсия.
Изначально строение, в котором сейчас располагается омский музей им. Врубеля, возвели для того, чтобы разместить здесь торговый корпус. Говоря современным языком, бизнес-центр. В начале ХХ века тут был ресторан, магазины, юридическая контора и даже отделение банка. Кстати, укреплённое для безопасности бывшее банковское хранилище и сейчас используется по прямому назначению — в нём хранятся музейные экспонаты из драгоценных металлов.
Спроектировал здание в стиле неоклассицизма архитектор Андрей Крячков. В задании было сказано, что стиль модерн не приветствуется, но при этом новое строение должно было гармонировать с торговыми рядами, расположенными на Любинском проспекте. Именно Крячков решил использовать здесь ноу-хау строительной науки ХХ столетия — подземную галерею.
Чтобы спуститься в подземелье, нужно подойти к зданию с противоположной от входа в музей стороны. Обычно дверь на замке, но сегодня её для нас открывают.
Перед тем как позволить экскурсантам преодолеть ступени, ведущие вглубь времён, Фарида Буреева проводит инструктаж по безопасности: провода руками не трогать, внимательно смотреть под ноги, фотографировать только там, где разрешат. Заинтригованные, мы наконец спускаемся вниз. Ступеней тут всего 18.
Вот наконец и сама галерея, и те самые иллюминаторы — с противоположной стороны. Подземное сооружение вдоль улицы Ленина отреставрировали одновременно с тем, как шла реставрация проезжей части и тротуаров наверху. Остальная часть галереи пока ждёт своей очереди. А привести её в надлежащий вид необходимо — ведь это основа всего музейного здания.
Фарида Буреева рассказывает, что иллюминаторов здесь одиннадцать, и под каждым в подвальном помещении есть окно, в которое благодаря этому иллюминатору поступал свет. Хитрость позволяла освещать подвальные склады без использования свечей и керосиновых ламп. До массового распространения электричества, напомним, тогда дело ещё не дошло.
Кстати, в решётки иллюминаторов вставляли не обычное стекло, а призмы. Они преломляли свет и направляли потоки солнечных лучей не вниз, а вбок — точно в окна подземных складов.
Подземная галерея не самый нижний ярус. Под ней находится ещё дренажная система, которая не позволяет грунтовым водам навредить старинному зданию. В колодцах установлены автоматические насосы, которые начинают работать, как только уровень подземных вод поднимается выше критической отметки. Это позволяет обезопасить подвал от подтоплений. Подобная система есть и в здании Омского драмтеатра, находящемся неподалёку.
А ещё в подвале можно увидеть остатки краски, которая когда-то покрывала всё здание. Именно такого цвета было строение на Музейной, 3, когда его ещё не передали музею им. Врубеля и в нём размещалась Сибирская автомобильно-дорожная академия. Кстати, тогда в подземных помещениях были мастерские.
В финале экскурсии директор музея им. Врубеля отмечает, что подземная галерея — уникальное для Сибири сооружение. Подобное омскому торговому корпусу здание архитектор Крячков построил также в Новониколаевске, так раньше назывался Новосибирск. Но там подземную галерею разрушили, когда строили метро. А в Омске она сохранилась до наших дней.
Текст и фото: Наталья Семенова.