Найти тему

Куда и откуда ученики мастеровые везут воду? Разбираем историю и географию знаменитой картины "Тройка"

Оглавление

Одна из самых известных и самых печальных картин русских художников - это полотно Василия Перова "Тройка". На нем изображены маленькие дети, с трудом и явным надрывом тащащие в гору огромную бочку с водой, причем дело происходит поздним и холодным зимним вечером. Бочка, как и сама дорога, давно обледенела, дети выбились из сил и только привязавшаяся собачка и случайный прохожий поддерживают их в этом деле.

Но кем были эти дети? Почему вообще они везут эту громадную бочку одни? И где это все происходит?

Подписывайтесь на канал, сейчас подробно разберем эту знаменитую картину.
-2

Кто эти дети?

Исчерпывающее для своего времени описание дает сам художник: это ученики-мастеровые. Но людям нашего века необходимо более подробное объяснение. Ни для кого не секрет, что в крестьянских семьях было много детей, но жили они зачастую бедно. Единственной жизненной перспективой для большинства из них было навеки остаться в своей деревне и работать на земле. Не умея читать и писать, они, даже убежав от своего барина, с трудом смогли бы устроиться где-то еще. А потому многие родители, желая своему ребенку добра, устраивали его в город, в мастеровые.

Ребенок, отданный в ученики к кузнецу
Ребенок, отданный в ученики к кузнецу

Идея была такая: ребенок, в идеале - с согласия помещика, становится учеником у какого-либо мастера. Тот за несколько лет обучает его грамоте и своему ремеслу. В профите все: барин получает дешевую, но квалифицированную рабочую силу, крестьянский ребенок - социальный лифт и востребованные навыки, а ремесленник - помощника и коллегу. Часто, правда, такие ученики использовались более как бесплатные слуги. Они убирались дома, чистили одежду, готовили еду, носили тяжести. Их могли унижать, бить, заставляли жить в ужасных условиях - все зависело от характера мастера. Конечно, такая жизнь была далека от идеала, дети страдали и ненавидели своих "хозяев", но родители шли на этот шаг, полагая, что там им будет лучше, чем в деревне.

-4

На этой картине мы видим как раз таких детей: двух мальчиков и девочку. Можно только предполагать, родственники ли они друг другу или просто товарищи по несчастью. Их лица измождены, а маленькие тощие фигурки ярко констатируют с огромными размерами бочки.

Но зачем вообще тащить бочку?

Для ответа на этот вопрос вспомним историю водоснабжения Москвы. Исторически город построен на большой реке с множеством притоков. Со временем ландшафт столицы дополняется рукотворными прудами и каналами, и все эти артерии используются для получения воды. Но вода из рек и каналов не всегда была чистой, к тому же для постоянно растущего города нужно было более технологическое решение.

Единственная сохранившаяся часть первого московского водопровода - Ростокинский акведук - с высоты птичьего полета
Единственная сохранившаяся часть первого московского водопровода - Ростокинский акведук - с высоты птичьего полета

Первый водопровод в Москве был запущен лишь в 1804-ом году. Через систему акведуков вода из Мытищ поступала в город, разбиваясь там на несколько водоразборных станций. Одна из них находилась на Трубной площади. Посреди площади стояла ротонда, к которой постоянно подъезжали подводы специальных водовозов с бочками. Они покупали марки на право получения определенного количества воды, набирали ее и развозили дальше по городу в дома и избы, где распродавали по свободным ценам. Набрать воды больше, чем указано в документе, было нельзя - у фонтана дежурили контролеры.

И здесь мы подходим к главной интриге: где территориально происходит действие картины?

Определить точное местоположение учеников-мастеровых нам поможет задний план картины. Хорошо видно, что дети проходят мимо какой-то стены, причем в углу стена заканчивается характерной круглой невысокой башенкой, а в левой части картины мы видим ворота с еле заметной лампадкой в выступе, свет от которой можно толковать двояко. Либо это свет надежды, и тогда у картины появляется оптимистичное толкование, либо это свет в конце туннеля и трактовка однозначно пессимистична. Но вернемся к фону.

-6

Такие высокие и серьёзные стены чаще всего можно видеть у монастырей, причем средневековой постройки, ведь в те времена это было не только место молитвы, но и укрытие во время набегов. Из московских монастырей такая характерная круглая башенка в углу есть только у Богородице-Рождественского женского монастыря. И расположен он как раз рядом с Трубной площадью - на углу Рождественского бульвара и улицы Рождественки.

Те, кто часто бывает в этих местах, знают, что и сегодня Рождественский бульвар довольно крутой и чтобы преодолеть этот перепад высот, нужно изрядно попотеть. Поэтому выглядит логичной версия, что дети с картины "Тройка" тащат бочку именно вверх по бульвару, то есть на заднем фоне мы видим северную стену монастыря. Так это место выглядит сегодня:

Вид Рождественского монастыря со стороны бульвара. Фотография старая, но одна из немногих, где видна угловая башенка. Сейчас она полностью скрыта за деревьями
Вид Рождественского монастыря со стороны бульвара. Фотография старая, но одна из немногих, где видна угловая башенка. Сейчас она полностью скрыта за деревьями

Но мы не зря упомянули ту едва заметную лампадку над въездными воротами. Дело в том, что в северной стене ворот нет, да и, учитывая рельеф местности, вряд ли они когда-либо там были. Зато ворота есть в западной стене и над ними место для лампады - такое же, как на картине. А чуть дальше та же легко узнаваемая круглая башенка. Эта стена выходит уже не на бульвар, а на Рождественку. Вот как это место выглядит сегодня:

Западная стена Рождественского монастыря. Внимание на угловую башенку и въездные ворота с нишей для лампады или фонаря.
Западная стена Рождественского монастыря. Внимание на угловую башенку и въездные ворота с нишей для лампады или фонаря.

И тут возникает главный парадокс картины. Ведь если дети идут по Рождественке, то получается, что они тащат бочку вниз, а не наверх, так как в этом месте улица спускается к площади. Но это лишает картину смысла: почему герои так измождены, если идут не в гору, а под гору?..

Вариант с северной стеной логичнее: так дети действительно волокут тяжелую бочку вверх по крутому склону, но тогда откуда там ворота и свет над ними?

Скажем честно: сколько мы не ломали голову над этой топографической задачкой, к единому мнению так и не пришли. Поэтому предлагаем вам высказывать свои варианты в комментариях. Как по-вашему, по какой улице идут дети? И почему эту картину так сложно сопоставить на местности? Может быть, Перов специально запутывал нас?..

Делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы видеть больше подобных разборов.