Одна из самых известных и самых печальных картин русских художников - это полотно Василия Перова "Тройка". На нем изображены маленькие дети, с трудом и явным надрывом тащащие в гору огромную бочку с водой, причем дело происходит поздним и холодным зимним вечером. Бочка, как и сама дорога, давно обледенела, дети выбились из сил и только привязавшаяся собачка и случайный прохожий поддерживают их в этом деле.
Но кем были эти дети? Почему вообще они везут эту громадную бочку одни? И где это все происходит?
Подписывайтесь на канал, сейчас подробно разберем эту знаменитую картину.
Кто эти дети?
Исчерпывающее для своего времени описание дает сам художник: это ученики-мастеровые. Но людям нашего века необходимо более подробное объяснение. Ни для кого не секрет, что в крестьянских семьях было много детей, но жили они зачастую бедно. Единственной жизненной перспективой для большинства из них было навеки остаться в своей деревне и работать на земле. Не умея читать и писать, они, даже убежав от своего барина, с трудом смогли бы устроиться где-то еще. А потому многие родители, желая своему ребенку добра, устраивали его в город, в мастеровые.
Идея была такая: ребенок, в идеале - с согласия помещика, становится учеником у какого-либо мастера. Тот за несколько лет обучает его грамоте и своему ремеслу. В профите все: барин получает дешевую, но квалифицированную рабочую силу, крестьянский ребенок - социальный лифт и востребованные навыки, а ремесленник - помощника и коллегу. Часто, правда, такие ученики использовались более как бесплатные слуги. Они убирались дома, чистили одежду, готовили еду, носили тяжести. Их могли унижать, бить, заставляли жить в ужасных условиях - все зависело от характера мастера. Конечно, такая жизнь была далека от идеала, дети страдали и ненавидели своих "хозяев", но родители шли на этот шаг, полагая, что там им будет лучше, чем в деревне.
На этой картине мы видим как раз таких детей: двух мальчиков и девочку. Можно только предполагать, родственники ли они друг другу или просто товарищи по несчастью. Их лица измождены, а маленькие тощие фигурки ярко констатируют с огромными размерами бочки.
Но зачем вообще тащить бочку?
Для ответа на этот вопрос вспомним историю водоснабжения Москвы. Исторически город построен на большой реке с множеством притоков. Со временем ландшафт столицы дополняется рукотворными прудами и каналами, и все эти артерии используются для получения воды. Но вода из рек и каналов не всегда была чистой, к тому же для постоянно растущего города нужно было более технологическое решение.
Первый водопровод в Москве был запущен лишь в 1804-ом году. Через систему акведуков вода из Мытищ поступала в город, разбиваясь там на несколько водоразборных станций. Одна из них находилась на Трубной площади. Посреди площади стояла ротонда, к которой постоянно подъезжали подводы специальных водовозов с бочками. Они покупали марки на право получения определенного количества воды, набирали ее и развозили дальше по городу в дома и избы, где распродавали по свободным ценам. Набрать воды больше, чем указано в документе, было нельзя - у фонтана дежурили контролеры.
И здесь мы подходим к главной интриге: где территориально происходит действие картины?
Определить точное местоположение учеников-мастеровых нам поможет задний план картины. Хорошо видно, что дети проходят мимо какой-то стены, причем в углу стена заканчивается характерной круглой невысокой башенкой, а в левой части картины мы видим ворота с еле заметной лампадкой в выступе, свет от которой можно толковать двояко. Либо это свет надежды, и тогда у картины появляется оптимистичное толкование, либо это свет в конце туннеля и трактовка однозначно пессимистична. Но вернемся к фону.
Такие высокие и серьёзные стены чаще всего можно видеть у монастырей, причем средневековой постройки, ведь в те времена это было не только место молитвы, но и укрытие во время набегов. Из московских монастырей такая характерная круглая башенка в углу есть только у Богородице-Рождественского женского монастыря. И расположен он как раз рядом с Трубной площадью - на углу Рождественского бульвара и улицы Рождественки.
Те, кто часто бывает в этих местах, знают, что и сегодня Рождественский бульвар довольно крутой и чтобы преодолеть этот перепад высот, нужно изрядно попотеть. Поэтому выглядит логичной версия, что дети с картины "Тройка" тащат бочку именно вверх по бульвару, то есть на заднем фоне мы видим северную стену монастыря. Так это место выглядит сегодня:
Но мы не зря упомянули ту едва заметную лампадку над въездными воротами. Дело в том, что в северной стене ворот нет, да и, учитывая рельеф местности, вряд ли они когда-либо там были. Зато ворота есть в западной стене и над ними место для лампады - такое же, как на картине. А чуть дальше та же легко узнаваемая круглая башенка. Эта стена выходит уже не на бульвар, а на Рождественку. Вот как это место выглядит сегодня:
И тут возникает главный парадокс картины. Ведь если дети идут по Рождественке, то получается, что они тащат бочку вниз, а не наверх, так как в этом месте улица спускается к площади. Но это лишает картину смысла: почему герои так измождены, если идут не в гору, а под гору?..
Вариант с северной стеной логичнее: так дети действительно волокут тяжелую бочку вверх по крутому склону, но тогда откуда там ворота и свет над ними?
Скажем честно: сколько мы не ломали голову над этой топографической задачкой, к единому мнению так и не пришли. Поэтому предлагаем вам высказывать свои варианты в комментариях. Как по-вашему, по какой улице идут дети? И почему эту картину так сложно сопоставить на местности? Может быть, Перов специально запутывал нас?..