Лицо человека, потерянное в гражданских отношениях древнего мира, выросло до какой-то недосягаемой высоты, искупленное Словом Божиим. Личность христианина стала выше сборной личности города, ей открылось все бесконечное достоинство ее – Евангелие торжественно огласило права человека, и люди впервые услышали, что они такое
Герцен А.И. Письма об изучении природы
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин, но я назвал вас друзьями
Ин 15,15
Христианство сложно оценивать в качестве исторического феномена. Можно указать на влияние христианства на рождение толерантности в древнем обществе:
Каждый может почитать то, что он хочет, одной вере несвойственно притеснять другую, так как жертвы требуются от духа волящего
Тертуллиан. Послание к Скапуле
Можно указать на рождение большего мультикультурализма и космополитизма, чем доселе имелось в мире, подавления сословных различий:
Благодать Божия о Христе Иисусе всех объединяет, и из всех составляет единое тело», поэтому «во Христе Иисусе все естественные разности исчезают» (еп. Феофан Затворник)
Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится
Мф. 23:8
Можно говорить об укреплении роли женщины в обществе:
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
(1Кор 7:3-7:6)
Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра
Блаженный Августин
Можно указать на научные достижения христианской традиции, на создание того культурного наследия, которое мы сейчас имеем и многое другое. Ключевым же можно обозначить возвеличивание человеческого достоинства, вывод его из сферы божественной предопределенности и безвольности человека, создания в человеке чувства подконтрольности мира ему, ведь языческое миросозерцание строилось на страхе перед будущим, а личность человека вовсе не играла значительной роли, но во всем главенствовал рок.