Найти в Дзене
Вестник Кавказа

Как снимали "Вокзал для двоих": 40 лет после премьеры

Оглавление
Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Вокзал для двоих" Эльдар Рязанов называл заключительной частью своей трилогии о любви. В нее также вошли "Ирония судьбы, или С легким паром!" и "Служебный роман".

Сценарий он написал вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским, а в его основу была положена история резонансного ДТП, участником которого оказался Микаэл Таривердиев.

О творчестве этого композитора "Вестник Кавказа" рассказывал в одной из предыдущих публикаций.

Как Рязанов и Брагинский писали сценарий?

Фильмом "Вокзал для двоих" режиссер Эльдар Рязанов завершал трилогию, в которую также входили "Ирония судьбы, или С легким паром!" и "Служебный роман". Сценарий, который он писал вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским, рассказывал вроде бы о том же, что и в предыдущих картинах: как в современной стремительной и изменчивой жизни находят друг друга два неплохих, но не очень везучих человека. Знакомство героев всегда начинается ссорой, но постепенно их отношения меняются.

Однако в "Вокзале для двоих" "предметом нашего рассмотрения стала иная социальная среда" - действие происходит на железнодорожном вокзале, в привокзальном ресторане, исправительно-трудовой колонии, на рынке, обращал внимание Рязанов. "Раньше мы писали главным образом об интеллигентах", а персонажи этого фильма - официантка, перекупщики, заключенные и их охранники, железнодорожные проводники, привокзальные хулиганы, милиционеры, рыночные торговцы, отмечал он. Исключением стал пианист Платон Рябинин.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Героиню картины, официантку привокзального ресторана, мы символически назвали Верой. Да и имя героя - Платон - тоже было выбрано не без умысла: толстовский Платон Каратаев незримо витал в глубине нашего сознания", - пояснял режиссер.

Кто был реальным прототипом Платона Рябинина?

В "Вокзале для двоих", жанр которого Рязанов определял как трагикомедию, не было невероятных ситуаций, комедийных обстоятельств, анекдотической путаницы, как, например, в "Иронии судьбы". Напротив, отправной точкой сюжета стала авария, в которой погиб человек. Эта история, по словам режиссера, "вроде бы произошла" с композитором Микаэлом Таривердиевым, когда он был молодым человеком. Поэтому профессия главного героя - пианист - появилась в сценарии неслучайно.

"Говорили, что Таривердиев ехал в машине с любимой женщиной, актрисой... Он сидел на пассажирском сидении, а актриса была за рулем. Было темно, и их машина сбила человека. Насмерть", - рассказывал режиссер. Приехавшим сотрудникам ГАИ Таривердиев заявил, что за рулем был он.

Рязанов признавался, что "никогда не выяснял, как было на самом деле". "Возможно, это была всего лишь легенда. Но подобную легенду сочиняют далеко не о всяком", - отмечал режиссер, который был хорошо знаком с композитором и вместе с ним работал над "Иронией судьбы".

История со смертельным ДТП действительно была в жизни Таривердиева, когда у него был роман с Людмилой Максаковой. Композитору назначили наказание в виде двух лет лишения свободы, однако после суда освободили, так как следствие тоже длилось ровно два года. В свою очередь, Максакова утверждала, что за рулем в момент аварии находился Таривердиев и тому есть свидетели.

"Вокзал для двоих" мог не состояться?

Рязанов признавался, что ему не очень нравился сценарий, хотя он уже был принят и запущен в производство. Режиссер даже подумывал о том, чтобы отказаться от постановки. Вместе с Брагинским он неоднократно переписывал сценарий, работа над текстом продолжалась и во время съемок.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Кто снимался?

В "Вокзале для двоих" известные актеры снимались не только в главных ролях, но и в эпизодах. Небольшие роли исполнили Нонна Мордюкова, Александр Ширвиндт, Ольга Волкова, Станислав Садальский, Михаил Кононов, Татьяна Догилева.

Людмила Гурченко. Встреча через двадцать лет

Приступая к работе, сценаристы не задумывались над тем, кто будет играть героиню. А последующие варианты киноповести создавались уже с расчетом на то, что роль Веры исполнит Людмила Гурченко - актриса, с которой Рязанов в 1956 году "Карнавальной ночью" начинал свой путь в кино. Вторая их встреча произошла в 1961-м во время съемок "Человека ниоткуда". Но в этом фильме "доминировали три мужские роли", а женская, которую играла Гурченко, "хоть и считалась главной, на самом деле была очень даже второстепенной", отмечал Рязанов. Потом режиссер дважды приглашал актрису на кинопробы, но на съемочной площадке они встретились только в 1982 году.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Каждый день она приходила в гримерную, прощупав, продумав, прочувствовав предстоящую сцену", - вспоминал совместную работу Рязанов. Гурченко "точно знала, в чем драматургия эпизода, каково его место в картине, какие качества героини ей надо здесь проявить", также рассказывал он.

Олег Басилашвили

Роль Платона Рябинина сценаристы с самого начала хотели предложить Олегу Басилашвили. Рязанов и раньше снимал его в своих фильмах и высоко ценил талант этого актера. Работа с Басилашвили - "счастье для режиссера", говорил он. У этого артиста "поразительно верный глаз и чуткое ухо", ему "надо дать лишь верное задание, а исполнено оно будет на высочайшем уровне мастерства", делился впечатлениями о совместной работе Рязанов.

Никита Михалков

Проводник Андрей, роль которого сыграл Никита Михалков, - полная противоположность Платону в исполнении Басилашвили. Рязанов характеризовал его так: "Андрей - жлоб, чувствующий себя хозяином жизни", "хваткий, напористый, энергичный, удачливый, не лишенный обаяния парень". "Актерская одаренность Михалкова, его меткий глаз" превратили эпизодического персонажа в запоминающийся образ, отмечал режиссер.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Где проходили съемки?

Работа над "Вокзалом для двоих" началась в феврале 1982 года с эпизодов, которые обрамляют фильм и происходят в колонии, где отбывает срок Рябинин. Съемки проходили в одной из подмосковных колоний. "Автобус мчит съемочную группу по снежной дороге к Люберецким карьерам. От Москвы расстояние - тьфу, а бескрайний снежный покров как в Ледовитом океане", - вспоминала Гурченко.

Эпизоды прибытия и отправления поездов снимали на Рижском вокзале в Москве, а ночевку главных героев в зале ожидания и их разговор перед отъездом Рябинина - на Витебском вокзале в Ленинграде. Сцену свидания Платона с Верой снимали в Подмосковье, в деревне Коверьянки. Один дом снят с фасада, а в другом состоялись интерьерные съемки.

Премьера, Каннский кинофестиваль и повторный прокат

На экраны "Вокзал для двоих" вышел 11 февраля 1983 года, а в мае участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и конкурировал с фильмами Робера Брессона, Андрея Тарковского, Мартина Скорсезе, Карлоса Сауры, Йылмаза Гюнея. "Золотую пальмовую ветвь" тогда получила "Легенда о Нараяме" Сехэя Имамуры.

17 ноября 2022 года, в канун 95-летия Рязанова, восстановленная и воссозданная в формате "4K" версия "Вокзала для двоих" вышла в повторный прокат.

Лола Мусаева