В связи с быстрым ростом Самары после преобразования в губернскую столицу городские власти в 1860-м году решили перенести городское кладбище от Покровской церкви на самую окраину города – в район перекрестка нынешних улиц Красноармейской и Спортивной, где с июля 1941-го заработал завод «Волгакабель», а сейчас находится ТЦ «Гудок».
Вновь организованному кладбищу требовалась церковь поблизости - и «идейным вдохновителем» и организатором строительства нового храма выступил Федор Григорьевич Первовский. Уроженец города Лух Костромской губернии обосновался в Самаре в конце 1850-х. Числясь изначально в мещанском сословии, позже стал самарским второй гильдии купцом, активным общественным деятелем и многолетним гласным городской Думы.
Инициативу Первовского о возведении кладбищенской церкви поддержали братья Шихобаловы – Михей Шихобалов пожертвовал на строительство необходимые материалы – кирпич, бутовый камень и деревянный брус, а Емельян Шихобалов оплатил все строительные работы. В конце 1865-го года церковь на Алексеевской, выстроенная по утвержденному в Петербурге проекту знаменитого К.А. Тона была освящена как церковь Всех Святых, описанная Петром Алабиным как «небольшая, но очень изящная, одноглавая, каменная, овальной формы церковь с колокольней». Ф.Г. Первовский, избранный церковным старостой, пожертвовал еще три тысячи рублей на постройку здания конторы кладбища и помещения для прихожан.
Двусветный храм с необычной для Самары центричной планировкой «под колокол», восьмериковым барабаном с шатром и главой на двух пилонах служил прихожанам до 1881-го года, когда все тот же деятельный церковный староста инициировал перестройку церкви «из-за малой ея вместимости». Поддержали почин те же Шихобаловы – на пожертвованные Антоном Николаевичем двенадцать тысяч к церкви пристроили два боковых придела с шатровыми колокольнями, а на центральной установили новый колокол весом 517 пудов в память старшего из братьев Шихобаловых Михея. На средства В.Г. Первовского был установлен сосновый трехъярусный иконостас в 72 иконы.
Проживал бессменный староста церкви Всех Святых «на улице Дворянской, №60 в собственном доме», имеющем нынешний адрес Куйбышева, 46.
Усадебное место с одноэтажным каменным домом, выстроенным по «образцовому проекту» в стиле позднего классицизма, было приобретено в 1868-м году, шесть лет спустя Федор Григорьевич надстроил здание мезонином с полуциркульным щипцом и круглым окошком.
Парадный вход располагался по центру фасада, к зданию примыкала кирпичная ограда с проездом и проходами во двор. Около 1898-го года во дворе появился двухэтажный каменный пристрой –увенчанный фронтоном с квадратным окном-люкарной и карнизом, декорированным квадратными нишами. Первый этаж «главного здания» владелец сдавал под часовой магазин, сам же занимал комнаты, расположенные в мезонине.
Обустройство и украшение храма Всех Святых продолжилось в 1903-м году – уже по проекту Филарета Засухина. Появились уникальные фрески работы И.В. Белоусова, огромная икона распятия Иисуса Христа работы самарского художника Месяцева. Средства на обновление храма предоставил зять Антона Шихобалова Василий Сурошников.
После революции службы некоторое время продолжались. В 1920-м церковь закрыли, а 10 лет спустя, в 1931-м, на заседании самарской ячейки «Общества воинствующих безбожников» уникальному храму, что называется, вынесли приговор и в том же году взорвали.
Дом бывшего церковного старосты в те же тридцатые годы подвергся реконструкции в стиле неоклассицизма – теперь уже советского. Мезонин с круглым окном исчез, зато поднялся второй этаж. Парадный вход был перенесен в пристройку к левой части здания, окна первого этажа сохранили прежнее оформление профилированными наличниками и прямыми полочками-сандриками.
Во втором этаже окна разделяются плоскими дорическими пилястрами спаренными на углах здания, центральная ось выделена балконом, высокой декоративной аркой и треугольным фронтоном в уровне карниза.
В наши дни дом Федора Первовского едва не повторил судьбу его детища – кладбищенского храма – и был, что называется, в шаге от сноса, но благодаря усилиям общественности вошел в список объектов культуры регионального значения и получил соответствующий охранный статус.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете