.Сейчас собор Покрова Пресвятой Богородицы с видными издалека золотыми и лазурными куполами стоит в центре исторической Самары. А в начале позапрошлого века на пересечении нынешних улиц Ленинской и Некрасовской находилось городское кладбище, при нем – деревянная церковь Святого Иоанна Предтечи, освященная в честь Крестовоздвиженья.
После преобразования в губернскую столицу и стремительного роста города новые кварталы вплотную приблизились к кладбищу, а Предтеченская церковь перестала вмещать возросшее число прихожан.
В 1853-м году трое местных прихожан, а именно – братья-купцы Антон, Емельян и Матвей Шихобаловы – обратились к Самарскому Епископу Евсевию с ходатайством о разрешении построить на собственные пожертвования новый каменный храм. Ходатайство ожидаемо было удовлетворено, и Евсевий в начале 1854-го года направил на утверждение в Санкт-Петербург проект будущей церкви, разработанный губернским архитектором Андреем Ивановичем Майснером.
Каким храм изначально задумывался – неизвестно. Так же неизвестно, по какой причине отправленные чертежи были отклонены, а взамен только через три года (!) прислан и утвержден «к исполнению» проект петербургского архитектора Эрнста Жибера.
Городское кладбище к этому времени закрыли и в конце июле 1857-г начали подготовительные работы. На каменную кладку и основную внутреннюю отделку братья Шихобаловы пожертвовали 34 тысячи рублей. Созданный для управления строительством комитет, в который вошли Емельян и Антон Шихобаловы, священник Иоанн Словоохотов и приходский попечитель А.П. Паршенский, вел строительство на редкость рачительно и добросовестно.
14 сентября 1857-го года епископ Феофил совершил торжественную закладку собора, а 17 июля 1861- го года он же совершил освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По прошению Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями и даровал право быть похороненными рядом с храмом.
Выстроен был Покровский собор, согласно присланных «указаний свыше», в стиле московского храмового зодчества 17-го столетия с традиционным русским пятиглавием и высокой шатровой колокольней над входом. Архивные документы начала 20-го века сообщают, что наружные стены храма были украшены живописью, а внутренне убранство отличалось особой роскошью.
Алтарные помещения в 1876-м году облицевали искусственным мрамором, который, кстати, в то время был дороже натурального. Полностью покрывающие стены фрески изначально выполнялись в западной академической манере, отличавшейся от традиционной русской иконописи более реалистичным исполнением. Собор вмещал больше двух тысяч прихожан и, по сообщению газеты «Самарские епархиальные ведомости» считался «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению»..
Щедрые пожертвования от Шихобаловых Покровская церковь получала в течение 60 лет. Купеческий клан спонсировал реконструкцию и ремонт зданий, украшение интерьеров, изготовление иконостасов, приобретение дорогой утвари и священнических облачений, открытие и содержание воскресной школы для взрослых. При этом Шихобаловы избегали показной стороны и разговоров о масштабах своей благотворительной деятельности.
Еще в соборе можно увидеть уникальную историческую реликвию – царский подарок: перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы справа от Царских врат горит лампада тончайшей работы, присланная в храм царской семьей по случаю коронации.
После событий 1917-го Покровский собор остался едва ли не единственным действующим в Самаре. Конечно, не случайно. Возникшее в эти годы течение церковного «обновленчества» сначала активно поддерживалось новой властью.
Часть обновленцев сочувствовала революции из идейных побуждений, считая что социализм воплощает христианскую заповедь «не трудящийся да не ест!»,другие надеялись сделать с помощью новых властей карьеру в церковной иерархии, третьи вообще рвались к политической карьере.
Одобрили переход на гражданский календарь, браки епископов и повторные браки овдовевших священников и упразднение монашества. Еще ввели в моду бритье бород священников. Декрет СНК об отделении церкви от государства поддержали, как и кампанию за изъятие веками накопленных церковных ценностей.
Как теперь достоверно известно, многие «обновленцы» были по совместительству сотрудниками ОГПУ. Сильные позиции обновленцев в Самарской епархии позволили им захватить несколько храмов, в том числе Покровский, и сделать его кафедральным храмом «обновленческой Средне-Волжской митрополии».
Но – в конце 1930-х развернулись репрессии уже против них, причем в первую очередь органами НКВД «убирались» ненужные свидетели – бывшие сотрудники. 22 сентября 1937- го был арестован, а 8 февраля 1938- го расстрелян обновленческий митрополит Василий (Виноградов). Приход сам собой «рассеялся», а храм вновь отошел к Московской патриархии, став кафедральным собором Куйбышевской епархии и до 1946-г года, оставаясь единственным действующим в Самаре. В военные годы прихожанами и священнослужителями храма были собраны средства на танковую колонну, названную в честь Дмитрия Донского.
Еще кафедральный Покровский собор отличался торжественными богослужениями и великолепным хором. Высокие традиции церковного пения связаны с военным временем, когда в храме пели артисты столичных театров, в том числе солисты Большого Иван Козловский и Максим Михайлов.
В 1991-м году при производстве земляных работ по соседней ул. Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа семьи Шихобаловых. По распоряжению епископа, останки перезахоронили на территории выстроенного купеческой семьей собора.
Храм по-прежнему славится особой исторической атмосферой, великолепными праздничными богослужениями и школой церковного пения.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете