Дебютный фильм режиссера Дмитрия Давыдова, после которого он проснулся знаменитым — картина произвела фурор на российских и международных фестивалях.
Лично у меня при просмотре возникло ощущение, что автор сразу задает тон античной трагедии — ни больше, ни меньше. Мы видим жизнь обычной заснеженной деревни в глубинке, с деревянными домишками и дымками из труб, с обычными плохо одетыми жителями в заштопанных валенках.
Главный герой, старик Игнат, сначала багром расталкивает лед в водоеме, чтобы напоить коня, а затем, прихрамывая, возвращается в деревню, к своему дому. Все очень бытовое, но при этом звучит такая музыка, что пробирает до мурашек. Сначала заподозрила, что звучит что-то из классики. Но нет, композитор — Моисей Кобяков из Якутска, он же актер и оператор. Кстати, написавший музыку еще для нескольких якутских фильмов.
Музыка сразу настраивает на трагический лад. Хотя вроде все мирно-пасторально, но чувствуется приближение катастрофы.
Игнат добредает до своей хибары, но дурная весть несется впереди него. Его единственный сын, сев пьяным за рычаги трактора, сдал назад и по неосторожности задавил своего ровесника, тоже единственного сына у родителей.
Сына Игната забирают в район, и не выдержав тяжести содеянного, он лишает себя жизни. Такая двойная трагедия случается в селе.
И вот перед нами два осиротевших старика и два горя.
Один обиду на жизнь отпустил, второй — затаил и разогрел.
Игнат — это своего рода деревенский праведник, слегка блаженный. Он живет по совести и никому не делает зла. Днями напролет он мастерит деревянные шкатулки, которые почти никто не покупает, а перед сном разговаривает с Богом — молится перед суровым ликом Христа.
Его антипод — Михаил, старик, чей сын погиб по вине сына Игната. Он жаждет возмездия, заливает горе водкой, набрасывается на всех с кулаками, требует компенсации.
Игнат пригревает мальчишку-беспризорника, мать которого беспробудно пьет. «Ворованное вкусным не бывает. Только заработанное своими руками бывает вкусным», — учит он парня.
Михаил требует от Игната крупную сумму денег, а если нет средств, то согласен взять и жеребенком. Лишь бы что-то взять, не продешевить.
Визуальный ряд, как уже было в фильмах Дмитрия Давыдова, прекрасен — это и снега до горизонта, и нежные хлопья, падающие с неба, и шершавая фактура дерева, из которого построены дома и заборы.
И, конечно, мы увидим и костер на ветру, потому что это и способ согреться зимой в лесу, и символ очищения и соблюдения верований предков. А также метафора жизни — чем сильнее ветер, тем ярче разгорается костер. Чем тяжелее испытания, тем ярче проявляются характеры.
Пара фактов напоследок:
Сценарий фильма был написан на русском языке, а потом переведен на якутский. Лента всегда транслируется на языке оригинала с субтитрами.
Съемки длились всего две недели, а бюджет фильма составил миллион рублей. Главные роли исполняют актеры Амгинского народного театра, остальные персонажи — обычные жители села Амга.
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.
О других фильмах Дмитрия Давыдова я писала здесь: