В компании провели камеральную таможенную проверку. Фирма хотела ознакомиться с материалами, но ее предупредили, что фотографировать документы при этом будет нельзя. Зато их можно читать и запоминать. Конституционный суд посчитал это ограничением права на судебную защиту.
Суд, да дело:
У купца прошла камеральная таможенная проверка, а когда он решил ознакомиться с материалами, ему и скажи: смотреть – смотрите, а фотографировать не смей! На память две тысячи страниц заучивайте! И даже выписки делать нельзя!
Купец несколько удивился. Как же, мол, так? Тут семь томов, две тысячи листов! Какой толк мне с того, что я их посмотрю и полистаю? Кроме того, хочу, говорит, оспорить доначисление. Но как оспаривать, когда документы нельзя отснять и поработать с ними?
Тогда купец пошёл в Арбитраж и потребовал признать незаконным решение таможенников об ограничении способа ознакомления с материалами проверки. Судейские соглаислись и сослались на то, что пункт 2 статьи 235 ФЗ «О таможенном регулировании» («Права проверяемого лица») не позволяет ограничивать способы ознакомления с документами.
Апеляшка отменила решение; 18-й ААС сослался на толкование статьи 235 в инструктивных материалах Минфина: что закон не дает права фиксировать содержание материалов при ознакомлении. Кассация согласилась с этими доводами. Верховный суд отказался передавать жалобу компании на рассмотрение экономколлегии.
Казалось бы – всё. Пропал урожай, завяли помидоры.
Но компания обратилась в Конституционный суд, доказав: для самурая важен лишь путь. Купец заявил, что, по его мнению, п. 2 ст. 235 ФЗ «О таможенном регулировании» противоречит Конституции, поскольку ограничивает число способов ознакомления с материалами проверки и препятствует оспариванию решения госоргана.
Судьи КС сочли, что эта норма не накладывает на лицо, что знакомится с материалами, никаких ограничений в использовании техники, хотя и не обязывает должностных лиц обеспечивать таковое.
Судейские напомнили: закон предусматривает в плане доступа к материалам проверки иной подход. В частности, пункт 2 статьи 101 НК Налогового кодекса позволяет как осматривать документы, так и фотографировать их, а после ознакомления обязывает подписывать протокол и перечислять использованные технические средства.
Применив аналогию, судьи КС акцентировали внимание на сходстве предмета регулирования налогового и таможенного права, и отметили: меры по налоговому и таможенному контролю без разумных и надлежащих оснований не должны различаться.
КС обозначил принципиальный момент: оспорить решение таможенного органа без фиксации содержащейся в материалах проверки информации немыслимо, а если они вдобавок объёмные, сложные и составлены не на русском, от осмотра толка не будет.
Решение: норма противоречит Конституции в той мере, в какой не дает проверяемым лицам фотографировать материалы таможенной проверки и делать из них выписки. Это относится к документам, которые не содержат гостайну. Федеральный законодатель должен привести закон в соответствие с этим решением.
Документ: Постановление КС от 28.04.2022 № 22-П
Прочитали? Понравилось? Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и подписывайтесь на "Камералкин",
а ещё вы можете подписаться на телеграм-канал "Камералкин". Ну, а если вам нужна консультации и помощь с налогами, пишите в бота nalog_off
#ФТС #документы #КС #суд #судебнаяпрактика