Итак, если первые "десять урсуловско-боррелевских ударов" совершались достаточно оперативно, то одиннадцатый обсуждают как-то слишком долго. Причина кроется в том, что основные "самоубийственные, но не до конца" ограничения ЕС против России уже ввели. Ну а запрет на СПГ, трубопроводный газ и атом встречают большое сопротивление со стороны отдельных стран.
Но какие-то санкции всё же нужно придумывать. Толпа требует если не хлеба, то хотя бы постоянных зрелищ. Поэтому в очередном пакете Брюссель решил сконцентрироваться на сокращении возможностей обхода ранее введенных ограничений. Таким образом, с одной стороны это, конечно, меры против России, однако теперь они коснутся и других стран тоже.
Не прошло и года, как в ЕС обнаружили, что одним из непреднамеренных последствий санкционной политики Запада стал бум торговли со странами Закавказья и Средней Азии, которые выступили посредниками по перепродаже. И надо сказать, достаточно неплохо на этом подзаработали. Поэтому было принято решение с подобным бороться.
Однако и тут среди Евросоюза нет единства. Если известные "ястребы" в лице Польши и Прибалтики хотят, чтобы Брюссель пошел дальше, то условная "партия адекватности" во главе с Францией и примкнувшей к ней Германией опасается, что ЕС заходит слишком далеко и слишком быстро.
Это беспрецедентный шаг для Европы, поэтому нормально, что мы не торопимся с этим. Мы должны нацелиться на борьбу с обходом санкций. Но мы также должны спросить себя: действительно ли мы можем позволить себе нажить еще больше врагов в современном мире?
- цитирует Politico некоего европейского чиновника.
Вообще, в этом месте в принципе стоило бы задуматься о природе такого явления как "санкция". Правовой основы в ней ноль, т.к. равный не может наказывать равного (см. статью 2 Устава ООН). Да и вообще суть наказания полностью теряется, если вы не можете обеспечить его исполнение. Я тоже могу наложить санкции на Папуа - Новую Гвинею. Вряд ли добьюсь чего-либо, кроме звонка в "03".
Вот и тут. У Запада нет механизмов, которые могли бы проконтролировать беспрекословное исполнение его воли. Да, они могут наложить вторичные санкции. Однако во-первых, "всех не перевешаете", а во-вторых, дипломатический ущерб от подобного будет выше, чем желаемый эффект.
Взять хотя бы недавнюю перепалку Борреля с Индией. Итак, мистер "Европа - это сад, а остальной мир - джунгли" заявил, что Евросоюз может ввести ограничения на импорт индийских нефтепродуктов, которые произведены из российской нефти. На что индийский МИД посоветовал "садоводу" сначала почитать правила Совета ЕС, и особенно обратить внимание на постановление 833/2014.
А вообще, всё это демонстрирует с одной стороны вопиющую самоцентричность мышления европейских политиков, а с другой - их полную беспомощность и от того - растерянность. Пытаясь подогнать под свои "хотелки" интересы остального мира, они остаются в изоляции. Однако даже дети в песочнице знают, что если не умеешь дружить - сиди дома.