Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 8-ой главы Послания к Римлянам.
В девятой главе Павел печалится о евреях, не принявших учение Христа, он готов сам принести себя в жертву для их спасения:
“я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь” [Рим. 9:3-5].
Савл, как фарисей, сын фарисея и ученик фарисея отлично знает, что Спаситель был предсказан именно для народа Израилева, а значит, раз народ его не принял, то получается - предсказание не сбылось. Однако, Павел убеждает в обратном - оно сбылось, но не для всех.
Он говорит, что в этом нет ничего удивительного, ведь это прослеживается в библейской логике. Так спасение было обещано, только через одного сына Авраама, хотя у него их было два. Правда, первый был от служанки, и можно сказать, что дело в этом.
Однако, дети Ревекки и Исаака, происходили от одних и тех же родителей, но еще в то время, когда она ходила беременной, Бог решил, кто из мальчиков будет избран. И, хотя, они еще ничего не успели сделать, даже, появиться на свет, Бог сказал:
“Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел” [Рим. 9:13].
Это отсылка к цитате из Ветхозаветной книги пророка Малахии.
Вот тут Павел разворачивает мысль о том, что только Бог решает, кто праведен, а кто грешен. Причем решение это принимается до рождения ребенка. Даже, точнее сказать, что Бог создает одних людей праведными, а других грешными:
“А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой — для низкого?” [Рим. 9:20-21].
Эта идея Савла находится в прямом взаимодействии с ответом Христа, на вопрос:
“так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно” [Матф. 19:25-26].
Меня же снова волнует другая дилемма: за что осуждают Иуду, если он был изначально создан Богом для "низкого употребления"? Да, и любого другого преступника, убийцу, грабителя, насильника и т.д.? И почему восхищаются праведниками, если они были сделаны таковыми? Получается, что никаких их заслуг в этом нет?
Заканчивается глава обращением к противоречию, что язычники не искали праведности, но получили ее, а евреи искали - и не получили. Павел уверен, что в этом виноват закон, данный Богом Моисею:
“Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения” [Рим. 9:30-32].
В следующей публикации нас ждет 10 глава Послания к римлянам апостола Павла.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, Послание к римлянам - начало здесь.