Найти в Дзене

Тосна Матуева на реце на Тосной

В переписной книге Водской пятины в "Тосна Матуева на реце на Тосной" жили Бориско и Мартынко Матюковы (интересная фамилия). После Столбовского мира эти края оказались почти на 100 лет под Швецией. В начале 18 века, после компании по возврату Ингерманландии в родную гавань, здесь прошел тракт на Москву. Что больше всего необходимо на дороге? Транспорт и водители кобыл. Переведенцы по указу Петра из Нижгородской и Казанской губерний, «лутчие и семьянистые и лошадные люди добрые и пожиточные», и основали Тосненский ям, обросший со временем слободой. Это начало города Тосно.

Просто семейка велосипедистов
Просто семейка велосипедистов

Немного о дороге - на всем ее протяжении разбойничали лихие люди, не гнушаясь и окраинами селений. До сих пор сохранилось в народе название окраинного района Тосно - РЕзань (от слова "резать")

Немного о ямщиках - возможно, вы об этом знаете, эта прослойка населения никогда не была крепостной. Они получали от государей земельные наделы, освобождались от податей и повинностей, в том числе и рекрутской, получали от государства казенных лошадей и все потребное для гоньбы. Кроме этого, они не подлежали суду местного воеводы, а судились по челобитным в Ямском приказе в Москве и т. д. Традиционно ямщицкие семьи жили по городам в ямских слободах и по дорогам в ямских станах вытями, то есть большими семьями.

Информации по этому зданию мне найти не удалось. Постройка довоенная, похоже на школу. Именно на нем было водружено красное знамя при освобождении города 26 января 1944 года воинами 364 стрелковой дивизии.
Информации по этому зданию мне найти не удалось. Постройка довоенная, похоже на школу. Именно на нем было водружено красное знамя при освобождении города 26 января 1944 года воинами 364 стрелковой дивизии.

После открытия железной дороги ямщицкий промысел сошел на нет, а ямщики как раз и составили основу железнодорожников - машинисты, кочегары, контролеры, смена рода деятельности прошла колоссальная. Тосненская волость дала железной дороге наибольшее число специалистов всех мастей.

После революции село оставалось волостным центром, с 1930 стало центром образованного Тосненского района.

Братская могила расположена практически в центре Тосно
Братская могила расположена практически в центре Тосно

29 августа село было оккупировано, в период оккупации наполовину уничтожено, осенью 1943 оставшееся население угнано в Германию на принудительные работы.

Один из сохранившихся дореволюционных домов.
Один из сохранившихся дореволюционных домов.

Сохранившиеся после войны здания здесь можно пересчитать по пальцам.

-5

Казанские ямщики при переселении привезли с собой икону Казанской Божьей Матери, наверное можно сказать, положившей начало одноименной церкви. Первая, деревянная, 1715 года постройки, как водится, сгорела, в 1735 году возвели в камне в версте от первоначальной. В начале 20 века храм перестроили и расширили по проекту Николая Никонова. Незадолго до революции 1917 года храм Казанской иконы Божией Матери отреставрировал архитектор А.Г. Успенский, сын известного писателя XIX века Глеба Успенского. Каменная Казанская церковь была красивейшим зданием поселения и главной архитектурной доминантой Тосно.

Фото из интернета
Фото из интернета

Потом случилась революция, перечеркнувшая благополучную картинку истории церкви. В 1936 храм закрыли, ценности разграбили, настоятель умер, не пережив этого, остальных священников расстреляли. Здание до войны занимали разные учреждения. Во время оккупации возобновились службы, параллельно в храме расположили госпиталь для раненых солдат вермахта. Был и послевоенный период - с 1947 , но уже в 50-х церковь окончательно закрыли, перестроили до неузнаваемости в клуб. Сейчас восстанавливается.

-7

Дом семьи ямщиков Смолиных. Сейчас в нем музей, тосненцы называют это здание "дом кормилицы".

Давняя хозяйка дома Мария Андреевна Смолина была первой кормилицей будущего императора Николая II.
В те времена высокородные матери за редким исключением не вскармливали детей своим грудным молоком. Для этой цели приглашали простых здоровых русских крестьянок, проходивших тщательный отбор. Специальных гонцов отправляли в окрестные деревни Петербургской губернии, ответственность за подбор кормилиц и состояние их здоровья целиком и полностью лежала на придворных медиках. Смотрели не только на физическое здоровье, но и на благонравие, нравственность, происхождение.

-8

Окончив свою миссию, крестьянки возвращались домой, получая нередко в подарок новую избу, пожизненное жалованье и пособие. Да и потом при царском дворе кормилиц не забывали.

Уголок кухни в доме кормилицы.
Уголок кухни в доме кормилицы.

Про Марию Смолину известно немного. Родилась она в семье потомственного ямщика Андрея Корчагина, в 1864 году вышла замуж за Максима Смолина, представителя семьи коренных тосненских ямщиков. Спустя два года в молодой семье родилась дочь Мария, еще через два – Елена. Как раз перед рождением второй дочери Мария Смолина и попала на «царский учет». Молодая здоровая женщина из зажиточной патриархальной семьи идеально подходила на роль кормилицы. В начале мая 1868 года Смолину взяли ко двору, где 6 мая цесаревна Мария Федоровна родила наследника престола – будущего императора Николая II. Свои обязанности при цесаревиче Мария исполняла несколько месяцев, а затем у нее пропало молоко, и она вернулась домой, получив в награду денежное содержание, золотые украшения и одежду, в которой она находилась во дворце – там ей сшили богатый сарафан и кокошник... После Елены у Марии Смолиной родились еще пять детей. Восприемницей ее последнего ребенка, сына Иоанна, стала императрица Мария Федоровна – мать Николая II.

Смолины в этом же доме держали мелочную лавку.
Смолины в этом же доме держали мелочную лавку.

Судьба Марии Смолиной остается загадкой. Удалось только найти объявление от 10 октября 1922 года в газете «Земский вестник», выходившей во Владивостоке, что там заказана панихида по невинно убиенной царской кормилице Марии Смолиной, ее мужу и их дочери Марии – в четвертую годовщину их смерти. И заказал эту панихиду сын Александр. В этой же заметке бросается в глаза фраза, что Смолину расстреляли как раз за то, что она была первой кормилицей Николая II...

-11

Что же касается тосненского дома, то новые власти реквизировали его для своих надобностей. Лидия Смолина, внучка Марии Смолиной, уехала к родным в Петроград, там и осталась. Пережила блокаду. Свое происхождение не афишировала и только в 2000 году поделилась с тосненским музеем своими семейными реликвиями...
Во время большого террора в доме Смолиных заседали внесудебные «расстрельные» тройки. До войны там долгое время была почта, при немцах – комендатура, потом – снова почта, трикотажное ателье, оформительские мастерские, где рисовали лозунги для праздников.

Экспонат, запавший в душу - набор для рукоделия.
Экспонат, запавший в душу - набор для рукоделия.

Здание уцелело в конце 1970-х годов, когда проводилась реконструкция «олимпийской» трассы и от старого облика бывшего Московского тракта почти ничего не осталось. Дом удалось отстоять, а в 1998 году после ремонта в нем открылся краеведческий музей.