Найти в Дзене
Канал «О!»

Давай почитаем! Как выбирать детские книги по возрасту?

Книг сейчас издается очень много, — глаза разбегаются. Как выбрать книжку, чтобы она действительно заинтересовала ребенка и подошла ему по возрасту? На наши вопросы отвечает Наталья Козловская, заведующая сектором Центра библиографии детской литературы Российской государственной детской библиотеки.

Наталья Козловская, заведующая сектором Центра библиографии детской литературы Российской государственной детской библиотеки

Как родителям не запутаться в детских книгах? Подачи, подходы, стили иллюстраций и текста такие разные! Может быть, стоит смотреть на маркировку?

Чтение — процесс очень индивидуальный. Например, девочки и мальчики любят разные книжки. Конечно, и тут бывают исключения, но, как правило, мальчиков привлекают динамика, приключения, а девочкам может нравиться описательное повествование, как например в книге Тамары Михеевой «Вертушинки».

При выборе книги надо учитывать темперамент ребенка — любит ли он больше мечтать, фантазировать или не может усидеть на месте, и его любопытство заставляет торопить события и заглядывать в конец книжки? Для непоседливых детей приучение к чтению лучше начинать с книжек-картинок, с комиксов. Ребенок учится следить глазами за картинкой и сосредотачиваться, пока родители читают ему небольшой текст.

Издатель на книге ставит маркировку в соответствии с 436 Федеральным законом. Эта маркировка не отображает читательский возраст, т. е. возраст ребенка, которому адресована эта книга. Книга Марии Ботевой «Сказки о принцессе и драконе» имеет издательскую маркировку 0+, но мы рекомендуем эту книгу детям от 5 до 9 лет, она подойдет и мальчикам, и непоседливым девочкам, они с удовольствием будут слушать истории о девочке и ее странном друге. «Йети, дети, Дед Мороз. Новогодняя перепутаница» Валентины Дегтевой (тоже 0+) — понравится ребятам 5−7 лет.

На какие особенности содержания, оформления стоит обратить внимание, выбирая книжки для младших и старших детсадовцев, ребят постарше, которые уже пошли в школу?

Для малыша (2−4 лет) лучше выбирать книги о том, что он знает. Тут подходят книжки про игрушки, и все малыши любят ритмическое чтение — стихи, — даже если им что-то непонятно (в силу малого «житейского опыта»), ритм будет держать внимание.

В этом возрасте информация активно впитывается малышом, поэтому и «назидательность» воспринимается нормально, через истории, происходящие с героями, малыш усваивает нормы поведения. И, конечно, нужно обращать внимание на оформление, на иллюстрации — ведь в этом возрасте закладывается художественный вкус, и важно дать ребенку лучшие образцы книжной иллюстрации

В книжках для детей 5−6 лет особенно важен сюжет, история, конечно — герой, чтобы было за кого переживать.

Младший школьник — особенный читатель. У него уже есть некоторый жизненный опыт, есть победы и разочарования. Он уже — не малыш, от него ждут поступков, решений и «свершений». Ему интересны сверстники — книжные герои наряду с чудесами и волшебством. Такая зыбкая грань сказочности и реальности, например, как в классической истории «Приключения желтого чемоданчика» Софьи Прокофьевой.

-3

Какие вопросы стоит задать себе, прежде чем купить книгу или взять в библиотеке?

Чего вы ждете от книги? — Это хороший вопрос. Книга ведь не таблетка аспирина и не имеет такого быстрого или мгновенного действия. Книга — важный элемент воспитания, обучения и коммуникации. Вовремя подсунутая родителями «правильная» книжка способна даже сыграть роль в профориентировании.

В последние годы появились новые форматы: виммельбухи, тихие книжки, комиксы — может показаться, что это всё для малышей, ведь там сплошные «веселые картинки» — как разобраться?

Картина Питера Брейгеля-старшего «Битва Масленицы и Поста» (1559 г) — тоже виммельбух: она буквально «забита» персонажами и несет в себе зашифрованный код, который должен считать зритель. Так же и в книгах формата виммельбух, адресованных детям: рисунки плотно забиты на первый взгляд случайными деталями, но автор всегда ставит задачу — например, в книгах Кристины Хенкель «Большая книга времен года», «Времена года», «Животные и их детёныши» на каждом развороте — сюжетная картинка, на которой нужно найти растения и животных. Это своеобразная энциклопедия для детей 4−8 лет.

Книга Александры Гарибаль «Всё-всё-всё, что есть у меня в доме» посвящена предметам быта: каждый разворот представляет какую-то часть дома, наполненную разнообразными вещами. Есть в книге и вещи, обитающие в гараже: автомобиль, разные велосипеды, беговелы, скутеры, самокаты и ролики. Но самый захватывающий разворот — вещи, «живущие» на чердаке. Тут столько разнообразных игрушек, предметов прошлых лет, о которых современные дети и не слышали: печатная машинка, граммофон, телефон с диском… В заключение авторы предлагают ребятам представить, как выглядят вещи, которых в реальности не существует: улучшатель настроения, игрушкоубиралки, ботинкошнурователь. Книга рассчитана на детей 4−7 лет, она развивает наблюдательность, внимательность, а также — фантазию и воображение.

Книга Марины Яуре «Жизнь русского города: от древнего поселения до современного мегаполиса» знакомит детей с повседневной жизнью прошлых веков. В конце книги предложены вопросы и задания, подталкивающие ребёнка к активной исследовательской деятельности, пробуждающие интерес и любовь к родному городу. Эта книга подойдет школьникам 7−11 лет.

Не стоит рассматривать комиксы только как легкое, развлекательное «чтиво». Современные комиксы популяризируют науку — философию, математику, физику, химию и представляют собой конспекты, которыми могут пользоваться и студенты, и преподаватели. Есть и «графические романы» — в этом жанре, например, решены «Моби Дик», «Мастер и Маргарита», «451 градус по Фаренгейту».Для не читающего ребенка, который плохо владеет техникой чтения, приучение к книге как раз лучше начинать с увлекательного комикса. И не надо бояться, что ребенок так и застрянет в этом жанре, позвольте ему полюбить книгу, а не гаджет, и дальше он будет двигаться самостоятельно, с вашей поддержкой и одобрением.

Silent book или «тихая книга» — новый жанр в книгоиздании. Повествование ведется не словами, а художественными образами, как видеоряд какой-то истории. Рассказ, построенный на визуальных образах, превращает читателя в активного участника творческого процесса.

И хочется напомнить родителям слова шведского детского писателя Макса Лундгрена о трех важнейших функциях книжки-картинки:

  1. встреча ребенка с картинкой — искусством
  2. встреча ребенка с литературой
  3. встреча ребенка с родителями.

Третья функция — самая важная.

-5

Что посоветовать родителям, которые хотят быть в курсе книжных детских новинок, узнавать об интересных авторах, хотели бы более осознанно знакомить ребенка с книгой?

Есть интернет-издания, которые будут полезны родителям: Библиогид, «Хочу читать», «Папмамбук» — там можно почитать о книжных новинках, об иллюстрациях, тенденциях книгоиздания для детей.

Читайте также:

ТЕСТ: Угадайте, из какой детской книжки цитата

15 приёмов, которые помогут увлечь ребёнка чтением

Книга с секретом: что такое виммельбух и как читать его с ребёнком?

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить самое интересное про воспитание, а также советы и лайфхаки для увлеченных родителей.

Мы в Telegram

Мы в ВК

#детский познавательный канал о #первый познавательный статьи