Найти тему

Про пользу созерцания ущербности сансарного существования

Сначала у нас проявляется неподдельная забота об этом мире, а забота о загробной судьбе — всего лишь слова. Когда же, наоборот, забота о загробной судьбе становится главной, а забота об этом мире — лишь второстепенной, — это и есть зарождение нужной установки. Однако необходимо ее укреплять. Поэтому развивайте ее и после зарождения.

Памятуя, как было указано, о смерти и обдумывая возможность впадения после смерти в дурную участь, мы отвращаемся душой от этого мира, загораясь заботой о счастливом перерождении. Поэтому практикуем общее обращение к Прибежищу и, уяснив хорошие и плохие деяния с их плодами, стараемся избегать зла и творить добро. Так обретаем счастливую участь.

Но довольствоваться ею здесь не следует. Взрастив установку малой личности, надо взращивать установку средней личности — отвращение от всего сансарного, а на ее основе — взрастить устремленность к высшему Пробуждению.

Итак, продвигаясь по духовной стезе к высшей личности, необходимо воспитывать установку средней личности. Ведь, хотя и достигаем состояния человека или небожителя, мы не уходим от страдания обусловленности. Поэтому неправильно считать, что природа этих состояний — счастье. В действительности они — несчастье, ибо плохо кончаются — новым впадением в дурную участь. Они словно передышка на краю пропасти, перед тем как упасть в нее.

Во «Введении в практику» (9.156) сказано:
«Обретая порою счастливый удел,
каждый раз наслаждаешься счастьем.
Но потом, после смерти, ввергаешься вновь
в те рожденья, где боль и мученье».

И в «Послании к ученику» (18):
«Кто, в круговерти без конца кружась,
в ней передышку почитает счастьем,
— беспомощно тот обречен блуждать
тысячекратно вновь по всем уделам».

Поэтому «счастливая» участь достойна столь же великого сожаления, сколь и дурная.

В «Четверосотнице» (164) сказано:
«Ведь мудрых даже рай — и тот,
подобно аду, ужасает.
Нет в круговерти ничего,
что страха в них не вызывало б».

И в «Собрании драгоценных достоинств» (P735:192.2.8):
«Привязанный к сансаре вращается в ней вечно».

И в «Послании к ученику» (87-88):
«Насколько усилится мысль о блаженстве,
настолько же мрак заблужденья сгустится.
насколько усилится мысль о страданье,
настолько же мрак заблужденья растает.

Чем больше приятного воображаешь,
тем пламя желаний сильней возрастает.
Чем больше думаешь о неприятном,
тем пламя желаний сильней угасает».

То есть если привыкнуть к созерцанию страдания и неприятного как к противоядию против безначальных привычек считать «блага» сансарного существования счастьем и воображать их приятными, то эти привычки отпадут. А если не созерцать, то, как сказано, заблуждение и страсть возрастают и круговерть продолжается.
Поэтому созерцание ущербности сансарного существования играет наиважнейшую роль.

— Чже Цонкапа. Из книги
"Большое руководство к этапам пути Пробуждения" том 1