Найти тему
Дурак на периферии

Формальная сложность при содержательной простоте (о фильме "Все везде и сразу")

Фильм Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, покоривший американскую киноакадемию в этом году, несмотря на всю формальную сложность, довольно прост: это картина о китайской семье, живущей в Штатах и пытающейся обрести взаимопонимание. То, что от «Все везде и сразу» идет кругом голова даже у бывалого зрителя. – результат работы сценаристов, действительно решивших упаковать все везде и сразу в формат двухчасового фильма. Это, прежде всего, лента о том, что надо принимать близких такими, какие они есть, не давить на них и не требовать безоговорочного исполнения своей воли. Актерские работы в этом сценарном винегрете действительно на высоте, притом не только Мишель Йео, но вообще всех. Стоит отметить, что учитывая ориентацию дочери главной героини, которую ее мать никак не может принять, создатели прицеливались в самое яблочко трендов современной Америки. Так все трюки, кунг-фу бои, сцены перестрелок и взрывов, прихотливое использование спецэффектов здесь вторичны по отношению к «толерантному» посланию ленты.

Согласно создателям «Все везде и сразу» именно тогда, когда героиня перестает сражаться (буквально) и выбирает принцип даосского неделания «у вэй», именно тогда решается главная проблема: мать с дочерью перестают бороться между собой и пытаются услышать друг друга. Так традиционный Восток встречается с толерантным Западом. Картина пытается угодить всем и сразу, прямо следуя своему названию, что, конечно, неприятно российскому зрителю. Активное следование западным трендам именно в отношении кино, которое ожидает тот с Востока, но при этом западная начинка этого восточного ореха – все это, безусловно, виртуозно сделано. По мысли режиссеров и сценаристов, дочь из-за конфликта с матерью находится на грани суицида и весь сюжет упирается именно в это: готовность или неготовность принять близкого человека со всеми его склонностями – вопрос жизни и смерти.

То, как фильм неожиданно, но при этом органично дрейфует от жанра к жанру – тоже заслуга мощного, сложного, виртуозного сценария. И то, как все неожиданно распутывается в слащавый хэппи-энд (кстати, в одном из вариантов своей жизни главная героиня видит своей триумф в кино – тоже просчитанный ход создателей, ожидавших победы), - тоже часть замысла создателей. Удивительно, как Голливуд может сегодня так безошибочно просчитать зрительские реакции (буквально до секунды)! Это говорит не только о высокой технической оснащенности Голливуда, но и о его эмоциональной манипулятивности, способности гипнотизировать массы. «Все везде и сразу» - некая квинтэссенция современного Голливуда и в формальном, и в концептуальном отношении, потому нет ничего удивительного в семи (или восьми) «Оскарах». Фильм способен поразить, удивить, растрогать, захватить дух у современного толерантного зрителя, а большего как будто и не требуется.

Картина Квана и Шайнерта не содержит никакой особой глубины, не экзистенциальной, ни философской, ни социальной, она снята исключительно из желания понравиться, победить, завоевать награды, и ее более чем клиповый монтаж (а по сути, мелкая шинковка эпизодов), от которого у зрителя болят потом голова и глаза – что это если не попытка снять виртуозный фильм-клип в духе незабвенного Кена Рассела, только без присущей ему удали и хулиганства? Нельзя назвать «Все везде и сразу» плохой картиной, для этого в ней слишком много всего, слишком виртуозно исполнение при содержательной простоте, однако, как и в случае с «Формой воды» Дель Торо все слишком прогнозируемо для того, чтобы быть шедевром, органичным в своей спонтанной красоте.