Мне не хочется сегодня начинать с банального. А ведь даже о комиксах и их азиатском варианте — манге, как выясняется, мало, кто знает. Не на уровне названия (и слухах-страшилках про примитивное чтение), а на уровне содержания (комиксы всё же не букварь). Ну да ладно. Об этом потом.
Сегодня кратенько пробежимся по жанрам в китайских новеллах.
Например, на слуху, конечно же, «Магистр дьявольского культа», так вот жанр, в котором написано это произведение, называется сюаньхуань.
Сюаньхуань — (玄幻 xuánhuàn, пер. «таинственная фантазия») — был выделен в 1994 году, жанр китайского фэнтези, он сочетает в себе китайский фольклор и мифологию, дополняя их восточными стихиями (вспоминаем пять основных элементов — огонь, земля, вода, дерево и металл) и западными элементами.
Ватая Риса: Существуют ли вещи, которые можно написать только в сеттинге сюаньхуань?
Мосян Тунсю: Этот жанр предоставляет полную свободу действий, можно написать что угодно. Например, историю о красавице, которая несколько сотен лет не стареет, или о чудище, которое несколько сотен лет не умирает. Здесь можно дать разгуляться воображению, которое не находит применения в современном сеттинге.
— интервью Мосян Тунсю из японского журнала «Субару»
За основу всех жанров, о которых мы сегодня будем говорить, берётся традиционная китайская культура.
Это пейзажи с высокими горами, бурными реками и цветами сливы. Многоярусные дворцы и храмы, бесконечные лестницы, уходящие в небеса. Свежий ветер, яркая луна, богатые сады. Персонажи — мужчины и женщины с длинными волосами и развевающимися по ветру одеждами — ханьфу.
Особенности жанра в культуре и нюансах, например, в том же Магистре понимание кровной связи между людьми одного клана может отличаться от понимания этой же связи в других странах.
Впрочем, сюаньхуань, это скорее поджанр от сянься.
Сянься — (仙 侠 xiānxiá, пер. «бессмертные герои») — жанр китайского фэнтези, созданный под влиянием китайской мифологии, даосизма, китайских боевых искусств, традиционной китайской медицины, в основе которых всегда — либо бессмертный персонаж, либо стремящийся к бессмертию.
Миры сянься наполнены магией, призраками, демонами, бессмертными, богами, чудовищами и так далее. Как только видите упоминание про Дао (или же Инь-Ян, который идёт от этого течения), сразу можно говорить, что это сянься. Так как даосизм является одновременно учением и религией, то вся история завязана на совершенствование духа через практики для получения бессмертия и познания истиной структуры мироздания.
Как правило, сянься берёт в основу китайские народные сказки примешивает к ним даосские практики и выводит в современные трактовки.
Впрочем, сянься можно охарактеризовать ещё как «высокое фэнтези» (высокая степень элементов фантазии), в противовес есть уся «низкое фэнтези» (слабая степень элементов фантазии).
Уся — (武俠 wǔxiá, пер. «боевые герои») — жанр китайского фэнтези, в основе которого лежат истории простых людей, которые с помощью развития внутренней энергии и практикам китайских боевых искусств достигают сверхъестественных способностей.
Тут можно вспомнить много прекраснейших фильмов «Герой» или «Крадущийся Тигр, Затаившийся Дракон». Все эти летающие над озёрами персонажи, которые сражаются за праведность. Перепрыгивающие с крыши на крышу. Проламывающие каменные стены. И так далее.
В уся, кстати говоря, очень выражена именно эта концепция добра и зла, морали, нравственности, самопожертвования.
Сюжеты тоже часто незамысловатые: герой против своего наставника, который потерял нравственные ориентиры, или против тирана. Или герой может стать бессмертным, но, в конце концов, остаётся человеком. И в итоге погибает. Темы рыцарства, трагедии, мести и романтики являются общими.
Надеюсь, что-то стало понятнее в этом непонятном, но красивом мире китайского фэнтези!